На сессии Одесского областного совета депутаты большинством голосов приняли обращение в адрес президента Украины Петра Порошенко и главы правительства Владимира Гройсмана с призывом поддержать заключение специального договора о разделении полномочий между Кабинетом министров и областными органами власти. Из 84 депутатов эту инициативу поддержали 48 человек, против высказались семеро, причем наибольшее количество голосов «за» отдали представители Блока Петра Порошенко и партии «Батькивщина».

Одесская область не стала первой, кто выступил с подобной инициативой. Ранее члены Житомирского и Кировоградского областных советов также обратились к главе государства Петру Порошенко и премьер-министру Украины Владимиру Гройсману с предложением заключить договора, распределяющие полномочия между Киевом и областями, поскольку местные власти устали ждать из центра «ненужных согласований». Фактически, регионы требуют от Киева наполнить слово «децентрализация» реальным смыслом. Издание Ukraina.ru попросила экспертов прокомментировать сложившуюся ситуацию.

В интервью изданию Ukraina.ru народный депутат Верховной Рады пятого созыва, член Комитета спасения Украины Владимир Олейник рассказал, почему регионы выступают с инициативой перехода к новому формату сотрудничества с властями Украины, по какой причине Киев увеличивает долю бюджетных доходов, которые перераспределяются между областями через центр, а также к чему приведет сокращение выделяемых правительством средств на решение региональных проблем.

Украинская децентрализация: тихий бунт регионов

Одесский облсовет, а ранее депутаты Житомирского и Кировоградского облсоветов обратились к президенту и премьеру с призывом заключить договора о разделении полномочий? Что это было, декларация или насущная необходимость? И зачем договора, когда есть законы?

Отсутствие реальной бюджетной децентрализации беспокоят и Киев, и Запорожье и многие другие регионы, а не только Одессу, Кировоград и Житомир. Инициатива идет снизу, в регионах прекрасно понимают, что реформа — уже не столько дань предвыборной риторике Порошенко, сколько реальная необходимость, способ выживания. Украина сейчас стоит перед выбором: либо федерализация, либо постепенный распад государства. Обращения регионов к центру с призывами подписать договора о разделении полномочий — это мощный сигнал, говорящий, что регионы берут инициативу в свои руки. Речь должна идти о глубокой конституционной реформе, о двухпалатном парламенте, о создании 5-6 земель в рамках административно-территориальной реформы. Сегодня эти вопросы стоят на повестке дня.

За обращение к президенту и премьер-министру в Одесском областном совете голосовала в том числе фракция Блока Петра Порошенко. Разве центральное руководство партии и ее местная ячейка по-разному видят процессы децентрализации?

Вне зависимости от партийной принадлежности депутаты на местах чувствуют серьезный дискомфорт. Они находятся гораздо ближе к своим избирателям в отличие от партийных руководителей в Киеве, а, значит, острее чувствуют необходимость перемен. Ведь именно к ним поступают жалобы на плохие дороги, неработающие школы и низкие зарплаты. Поэтому да, взгляд на механизмы распределения средств в Киеве и регионах могут значительно отличаться и даже противоречить друг другу, пусть даже такие противоречия возникают в рамках одной партии.

Около 86% доходов бюджета в 2015 году перераспределялось через центр, тогда как в 2013 году это было 76%. Вместо децентрализации имеем централизацию?

Это действительно так. Децентрализация обернулась централизацией финансовых ресурсов. Не зря Закарпатье потребовало для себя особой экономической зоны. Этому предшествовал перевод 16 крупнейших предприятий региона на обслуживание в Львовскую налоговую службу. Что это значит? Это значит потерю значительных поступлений в региональный бюджет. Почему так произошло? Потому что Андрею Садовому понадобились деньги на городские проекты во Львове, и реализуются эти проекты по факту за счет других регионов. Это говорит о том, что денег в государстве мало и распределяются они неравномерно и несправедливо. Если мы посмотрим на то, как распределяются капитальные затраты, увидим, что значительная их часть достались Винницкой (что совсем не случайно, учитывая роль Винницы в становлении Порошенко и Гройсмана), Одесской и Киевской областям. А как быть другим регионам, они в капстроительстве не нуждаются?

С одной стороны, сохраняется большая зависимость регионов от бюджетных трансфертов из Киева, в частности на образование и здравоохранение. С другой стороны, выделяемые на эти цели суммы уменьшаются. То есть и денег не дают, и самим собирать налоги тоже. К чему ведет такая политика?

Я был мэром Черкасс и хорошо знаю ситуацию в этом городе. Так вот сейчас на счетах госказначейства лежит 240 млн гривен, но это виртуальные деньги, в реальности до города они не доходят. Я уверен, что центр и регионы могу и должны пользоваться средствами в соотношении 50/50. Но Киев не заинтересован в этом по одной простой причине — чем больше средств проходит через центральный бюджет, тем легче их расхищать. Я думаю, что сейчас мы наблюдаем тихий бунт регионов — пока это письма и призывы, — но со временем, возможно, уже осенью этого года голос регионов зазвучит намного громче.

Можно ли говорить, что дорога от финансовой самостоятельности к требованиям автономизации коротка. Этого ли опасаются на Банковой и Грушевского? 

Порошенко и Гройсман действительно боятся потерять рычаги управления, влияние на регионы. Их управляемость сегодня держится исключительно на бюджетных трансфертах — на медицину и образование, в частности. Но чем тоньше будет струйка этих денег, тем меньшей будет управляемость элит на местах и жестче риторика.

Напомним, проведение децентрализации власти на Украине предусмотрено Минскими соглашениями.

«Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей», — гласит 11 статья документа, под которым представители Украины поставили свои подписи, гарантировав его выполнение.