https://ukraina.ru/20230512/1046122624.html
"Красавица-Одесса под вражеским огнем…" В Москве идет спектакль о Леониде Утёсове
"Красавица-Одесса под вражеским огнем…" В Москве идет спектакль о Леониде Утёсове - 12.05.2023 Украина.ру
"Красавица-Одесса под вражеским огнем…" В Москве идет спектакль о Леониде Утёсове
Накануне Дня Победы, 8 мая, театр Булгаковского дома в Москве показал концерт-спектакль о Леониде Утёсове (Лазаре Вайсбейне) – знаменитом советском музыканте, который на протяжении всей Великой Отечественной войны гастролировал по фронтам и расположениям советских войск со своим ансамблем, поднимая боевой дух солдат и офицеров
2023-05-12T04:46
2023-05-12T04:46
2023-05-12T04:46
культура
эксклюзив
культура
одесса
день победы
музыка
спектакли
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/05/0b/1046122375_0:52:600:390_1920x0_80_0_0_7850983a46def92a3b049b0a6c729bbf.jpg
Песня про одессита-Мишку, который никогда не плачетТого самого "Мишку-одессита" Леонид Утёсов встретил в Ленинграде, после блокады. Два одессита – известный, любимец публики Утёсов и моряк – в мирной жизни – шофёр – Михаил встретились у полуразрушенного здания, безошибочно угадав друг в друге земляков.Исполняя песню "Одессит-Мишка" всего месяц, Утёсов получил 262 письма от одесситов по имени "Михаил" с просьбой признать их "тем самым Мишкой", и одному парню это удалось. В своих мемуарах "Спасибо, сердце!", которые легли и в основу сценария спектакля, Утёсов сохранил письмо в его аутентичном виде, не меняя даже знаки препинания.Письмо было совершенно удивительным:"Здравствуйте дорогой и многоуважаемый Леонид Осипович. Вам пишет это письмо Гвардии красноармеец который Вас слушал 30/IX-42 в Комсомольском театре. Леонид Осипович! Вас возможно удевит Вот это письмо. Но пусть оно Вас не удевляет, ибо я Его пишу от всего своего желания. Я сам много слышал о вас и в своем уютном городе Одессе и в Москве и на Дальнем Востоке словом где я только бывал там и слышал о вас. Но видеть вас я не мог ибо мне не предоставлялась Возможность.Но вот к чему я хочу изложить свое письмо. 30/IX-1942 года Пройдя по малой Дмитровке я увидел Плакат, где вы с вашим Коллективом даете по-одесски выражаясь даете гастроли. Леонид Осипович Вы не имеете представления как во мне загорелось желание Вас увидеть Но увы – билеты уже были проданы до 8/Х-1942 Но нет и не может быть у одессита преград мне нужен был один билет но нигде я его достать не мог. И вот, к моему счастью, подошел ко мне старик и предложил мне 2 Билета стоимости в кассе театра по 24 руб., каждый. (…)Вы вчера исполнили одну песню Одессит Мишка. Не знаю кто эту Песню сочинил и где он взял материал Для нее. Но я знаю что эта песня только про меня ибо кто последним ушел с Одессы это я. Я оставил там мать я оставил там свою любовь я оставил все что мне было дорого в моей Жизни. И вот когда я услышал эти слова Ваши у меня загорелись глаза я сталвесь дрожать у меня потекли слезы ибо я не в силах был удержать их. Правда многие зрители смотрели на меня и не знали чем это объяснить…"Красноармеец писал о том, что одесситы – смелые люди, которые не боятся смерти, а сам он был тем самым – последним одесским моряком, покинувшим город, совсем как в песне."Изрытые лиманы, поникшие каштаны,И тихий скорбный шёпот приспущенных знамён.В глубокой тишине без труб и барабановОдессу оставляет последний батальон.Хотелось лечь... Прикрыть бы теломРодные камни мостовой.Впервые плакать захотел он,Но комиссар обнял его рукой:"Брось, Мишка, брось..."Припев:Ты ж одессит, Мишка, а это значит,Что не страшны тебе ни горе, ни беда!Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет,И не теряет бодрость духа никогда!"Повстречавшись впоследствии в Ленинграде, Утёсов и красноармеец Миша сразу же узнали друг друга и сговорились, что после войны Михаил приедет к артисту в Москву и станет его шофером. Планам сбыться было не суждено: переписка прервалась, и Утёсов в своих воспоминаниях написал, что красноармеец, вероятно, не дожил до Победы – одесситы никогда не нарушают данного слова.Секреты постановкиПостановка могла бы быть моноспектаклем – жанр, в котором автор идеи и исполнитель роли Утёсова Сергей Федотов успешно играет спектакль об Александре Вертинском, но идею подсказал сам великий музыкант: Утёсов любил общаться на сцене со своими музыкантами, делая их участниками драматургического действия."Я решил сделать такую концепцию: музыканты, которые меня окружают – собрал группу из шести человек, - я с ними общаюсь, как это делал и Утёсов. У него музыканты были еще и актерами, а они обычно очень сопротивляются, не любят разговаривать на сцене. Но я нашел таких, которые умеют это делать, например, Миша Альтшуллер – знаменитый в Москве контрабасист, он наоборот любит это дело, кроме того, что он замечательный музыкант и аранжировщик", - рассказал в интервью изданию Украина.ру Сергей Федотов.И действительно – не только упомянутый харизматичный Михаил Альтшуллер, но и вся инструментальная группа: аккордеонист, скрипачка, кларнетист, гитарист и ударник становятся полноценными персонажами постановки – с колоритными образами, остроумными диалогами и игровыми эпизодами. Ансамбль, созданный специально для постановки, назвали "Веселые ребятки", что имеет сразу несколько аналогий:1) Во время Великой Отечественной войны оркестр Утёсова не только выступал перед бойцами, но и собрал средства, на которые были построены два самолета Ла-5Ф. Самолеты назывались "Веселые ребята" и были подарены музыкантами 5-му гвардейскому истребительному авиаполку имени Богдана Хмельницкого;2) Сам Утёсов в 1934 году снялся в главной роли в фильме Григория Александрова "Веселые ребята". Музыку к картине написал композитор Исаак Дунаевский, с которым Утёсов был в теплых отношениях, и совместно с которым, а также поэтами Василием Лебедевым-Кумачом и Николаем Эрдманом, и драматургом Владимиром Массом несколькими годами ранее создал "эксцентрические музыкальные комедийные обозрения — "Джаз на повороте", в которые вошли три его оркестровых рапсодии с вокалом – на русскую, еврейскую и украинскую народные темы.Спектакль Сергея Федотова, в котором он играет великого артиста с невероятной любовью и уважением, наполнен искрометным одесским юмором, светлой ностальгической тоской и всеми теми эмоциями, которыми откликаются в нас песни военных и послевоенных лет. Едва ли кому удается сдержать слезы, слушая знаменитую песню Утёсова "У Чёрного моря", и одновременно глядя на военную кинохронику, выведенную на экран."Вовек не забуду бульвар и маяк,Огни пароходов живые,Скамейку, где мы, дорогая моя,В глаза посмотрели впервые!В глаза посмотрели впервые у Черного моря.Родная земля, где мой друг молодойЛежал, обжигаемый боем.Недаром венок ему свит золотой,И назван мой город Героем!И назван мой город Героем, у Чёрного моря…"Отдельный эффект вовлеченности создают и элементы иммерсивного театра – Сергей Федотов, словно, нарушает "четвертую стену" театра, общаясь со зрителями, приглашая их на танец, делая непосредственными участниками действия.Самый знаменитый одесситЗа Леонидом Утёсовым давно и прочно закрепилась слава самого знаменитого одессита, несмотря на то, что многие годы он прожил в Москве. Сам он любил свой город необычайно, а мемуары начал такими словами:"Вы думаете, я хвастаюсь? Но это действительно так. Многие бы хотели родиться в Одессе, но не всем это удается. Для этого надо, чтобы родители хотя бы за день до вашего рождения попали в этот город. Мои всю жизнь там прожили. Я не знаю, кто виноват. Солнце? Море? Небо? Но под этим солнцем, под этим небом, у этого моря родятся особые люди".Утёсов остался в истории советского искусства не только создателем первого в стране эстрадного оркестра и человеком, который превратил джаз из "американского" в "советский", но и артистом, который горячо и преданно любил свое Отечество, и отдавал ему всего себя в грозные военные годы.За четыре года Великой Отечественной войны оркестр Утёсова многократно побывал на передовой, в самых горячих местах, нередко оказывался под бомбежкой, но артист всегда описывал все, что видел с неугасающим одесским оптимизмом. Чего только стоит исполненная им в 1943 году песня "Бомбардировщики", написанная американским композитором Джимми Макхью, но нам известная исключительно в аранжировке Аркадия Островского.После войны Утёсов посвятил несколько произведений городам, которые он любил. Так знаменитый одессит выразил свою любовь и почтение Москве – фантазией "Москва", Ленинграду – песня "Ленинградцы, родные друзья", Кронштадту – "Песня о неизвестном матросе".
https://ukraina.ru/20240322/1044527720.html
одесса
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/05/0b/1046122375_33:0:553:390_1920x0_80_0_0_251da1cf3d4a3cb49829864142c88012.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
эксклюзив, культура, одесса, день победы, музыка, спектакли
"Красавица-Одесса под вражеским огнем…" В Москве идет спектакль о Леониде Утёсове
Накануне Дня Победы, 8 мая, театр Булгаковского дома в Москве показал концерт-спектакль о Леониде Утёсове (Лазаре Вайсбейне) – знаменитом советском музыканте, который на протяжении всей Великой Отечественной войны гастролировал по фронтам и расположениям советских войск со своим ансамблем, поднимая боевой дух солдат и офицеров
Песня про одессита-Мишку, который никогда не плачет
Того самого "Мишку-одессита" Леонид Утёсов встретил в Ленинграде, после блокады. Два одессита – известный, любимец публики Утёсов и моряк – в мирной жизни – шофёр – Михаил встретились у полуразрушенного здания, безошибочно угадав друг в друге земляков.
Исполняя песню "Одессит-Мишка" всего месяц, Утёсов получил 262 письма от одесситов по имени "Михаил" с просьбой признать их "тем самым Мишкой", и одному парню это удалось. В своих мемуарах "Спасибо, сердце!", которые легли и в основу сценария спектакля, Утёсов сохранил письмо в его аутентичном виде, не меняя даже знаки препинания.
Письмо было совершенно удивительным:
"Здравствуйте дорогой и многоуважаемый Леонид Осипович. Вам пишет это письмо Гвардии красноармеец который Вас слушал 30/IX-42 в Комсомольском театре. Леонид Осипович! Вас возможно удевит Вот это письмо. Но пусть оно Вас не удевляет, ибо я Его пишу от всего своего желания. Я сам много слышал о вас и в своем уютном городе Одессе и в Москве и на Дальнем Востоке словом где я только бывал там и слышал о вас. Но видеть вас я не мог ибо мне не предоставлялась Возможность.
Но вот к чему я хочу изложить свое письмо. 30/IX-1942 года Пройдя по малой Дмитровке я увидел Плакат, где вы с вашим Коллективом даете по-одесски выражаясь даете гастроли. Леонид Осипович Вы не имеете представления как во мне загорелось желание Вас увидеть Но увы – билеты уже были проданы до 8/Х-1942 Но нет и не может быть у одессита преград мне нужен был один билет но нигде я его достать не мог. И вот, к моему счастью, подошел ко мне старик и предложил мне 2 Билета стоимости в кассе театра по 24 руб., каждый. (…)
Вы вчера исполнили одну песню Одессит Мишка. Не знаю кто эту Песню сочинил и где он взял материал Для нее. Но я знаю что эта песня только про меня ибо кто последним ушел с Одессы это я. Я оставил там мать я оставил там свою любовь я оставил все что мне было дорого в моей Жизни. И вот когда я услышал эти слова Ваши у меня загорелись глаза я сталвесь дрожать у меня потекли слезы ибо я не в силах был удержать их. Правда многие зрители смотрели на меня и не знали чем это объяснить…"
Красноармеец писал о том, что одесситы – смелые люди, которые не боятся смерти, а сам он был тем самым – последним одесским моряком, покинувшим город, совсем как в песне.
"Изрытые лиманы, поникшие каштаны,
И тихий скорбный шёпот приспущенных знамён.
В глубокой тишине без труб и барабанов
Одессу оставляет последний батальон.
Хотелось лечь... Прикрыть бы телом
Впервые плакать захотел он,
Но комиссар обнял его рукой:
Ты ж одессит, Мишка, а это значит,
Что не страшны тебе ни горе, ни беда!
Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет,
И не теряет бодрость духа никогда!"
Повстречавшись впоследствии в Ленинграде, Утёсов и красноармеец Миша сразу же узнали друг друга и сговорились, что после войны Михаил приедет к артисту в Москву и станет его шофером. Планам сбыться было не суждено: переписка прервалась, и Утёсов в своих воспоминаниях написал, что красноармеец, вероятно, не дожил до Победы – одесситы никогда не нарушают данного слова.
Постановка могла бы быть моноспектаклем – жанр, в котором автор идеи и исполнитель роли Утёсова Сергей Федотов успешно играет спектакль об Александре Вертинском, но идею подсказал сам великий музыкант: Утёсов любил общаться на сцене со своими музыкантами, делая их участниками драматургического действия.
"Я решил сделать такую концепцию: музыканты, которые меня окружают – собрал группу из шести человек, - я с ними общаюсь, как это делал и Утёсов. У него музыканты были еще и актерами, а они обычно очень сопротивляются, не любят разговаривать на сцене. Но я нашел таких, которые умеют это делать, например, Миша Альтшуллер – знаменитый в Москве контрабасист, он наоборот любит это дело, кроме того, что он замечательный музыкант и аранжировщик", - рассказал в интервью изданию Украина.ру Сергей Федотов.
И действительно – не только упомянутый харизматичный Михаил Альтшуллер, но и вся инструментальная группа: аккордеонист, скрипачка, кларнетист, гитарист и ударник становятся полноценными персонажами постановки – с колоритными образами, остроумными диалогами и игровыми эпизодами. Ансамбль, созданный специально для постановки, назвали "Веселые ребятки", что имеет сразу несколько аналогий:
1) Во время Великой Отечественной войны оркестр Утёсова не только выступал перед бойцами, но и собрал средства, на которые были построены два самолета Ла-5Ф. Самолеты назывались "Веселые ребята" и были подарены музыкантами 5-му гвардейскому истребительному авиаполку имени Богдана Хмельницкого;
2) Сам Утёсов в 1934 году снялся в главной роли в фильме Григория Александрова "Веселые ребята". Музыку к картине написал композитор Исаак Дунаевский, с которым Утёсов был в теплых отношениях, и совместно с которым, а также поэтами Василием Лебедевым-Кумачом и Николаем Эрдманом, и драматургом Владимиром Массом несколькими годами ранее создал "эксцентрические музыкальные комедийные обозрения — "Джаз на повороте", в которые вошли три его оркестровых рапсодии с вокалом – на русскую, еврейскую и украинскую народные темы.
Спектакль Сергея Федотова, в котором он играет великого артиста с невероятной любовью и уважением, наполнен искрометным одесским юмором, светлой ностальгической тоской и всеми теми эмоциями, которыми откликаются в нас песни военных и послевоенных лет. Едва ли кому удается сдержать слезы, слушая знаменитую песню Утёсова "У Чёрного моря", и одновременно глядя на военную кинохронику, выведенную на экран.
"Вовек не забуду бульвар и маяк,
Огни пароходов живые,
Скамейку, где мы, дорогая моя,
В глаза посмотрели впервые!
В глаза посмотрели впервые у Черного моря.
Родная земля, где мой друг молодой
Лежал, обжигаемый боем.
Недаром венок ему свит золотой,
И назван мой город Героем!
И назван мой город Героем, у Чёрного моря…"
Отдельный эффект вовлеченности создают и элементы иммерсивного театра – Сергей Федотов, словно, нарушает "четвертую стену" театра, общаясь со зрителями, приглашая их на танец, делая непосредственными участниками действия.
За Леонидом Утёсовым давно и прочно закрепилась слава самого знаменитого одессита, несмотря на то, что многие годы он прожил в Москве. Сам он любил свой город необычайно, а мемуары начал такими словами:
"Вы думаете, я хвастаюсь? Но это действительно так. Многие бы хотели родиться в Одессе, но не всем это удается. Для этого надо, чтобы родители хотя бы за день до вашего рождения попали в этот город. Мои всю жизнь там прожили. Я не знаю, кто виноват. Солнце? Море? Небо? Но под этим солнцем, под этим небом, у этого моря родятся особые люди".
Утёсов остался в истории советского искусства не только создателем первого в стране эстрадного оркестра и человеком, который превратил джаз из "американского" в "советский", но и артистом, который горячо и преданно любил свое Отечество, и отдавал ему всего себя в грозные военные годы.
За четыре года Великой Отечественной войны оркестр Утёсова многократно побывал на передовой, в самых горячих местах, нередко оказывался под бомбежкой, но артист всегда описывал все, что видел с неугасающим одесским оптимизмом. Чего только стоит исполненная им в 1943 году песня "Бомбардировщики", написанная американским композитором Джимми Макхью, но нам известная исключительно в аранжировке Аркадия Островского.
После войны Утёсов посвятил несколько произведений городам, которые он любил. Так знаменитый одессит выразил свою любовь и почтение Москве – фантазией "Москва", Ленинграду – песня "Ленинградцы, родные друзья", Кронштадту – "Песня о неизвестном матросе".