https://ukraina.ru/20230418/1045427557.html
Горячие плюсы и минусы холодной Арктики. Вода — это лед, расплавленный в валюту
Горячие плюсы и минусы холодной Арктики. Вода — это лед, расплавленный в валюту - 18.04.2023 Украина.ру
Горячие плюсы и минусы холодной Арктики. Вода — это лед, расплавленный в валюту
Одним из самых сенсационных моментов визита лидера Китая Си Цзиньпина в Москву 20–22 марта 2023 года, как известно, стало заявление президента России Владимира Путина о совместной российско-китайской работе в Арктике
2023-04-18T10:53
2023-04-18T10:53
2023-04-18T13:59
эксклюзив
россия
владимир скачко
китай
швеция
сша
арктика
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/04/12/1045427975_0:74:1024:650_1920x0_80_0_0_2864e27b18b0a38681f0026cfadebb84.jpg
Такая работа обсуждается и ведется давно, но впервые сказано о совместном руководстве ею. Путин сказал тогда: «Перспективным видим сотрудничество с китайскими партнерами по освоению транзитного потенциала Северного морского пути. Мы готовы создать совместный рабочий орган по развитию Северного морского пути».Суть же проблемы Северного морского пути (СМП) сводилась ранее и сводится сейчас к его статусу и признанию этого статуса в мире. Россия считала и считает СМП своими внутренними водами и зоной своих исключительных политических, экономических и, разумеется, оборонных интересов. И отстаивает именно разрешительный порядок его использования. Как известно, буквально недавно, 5 декабря 2022 года, Путин подписал Федеральный закон № 510-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"», в котором был закреплен этот разрешительный порядок прохода иностранных военных кораблей и других государственных судов через акваторию внутренних вод Российской Федерации на трассе СМП. Страны должны за 90 дней подавать запрос на разрешение воспользоваться СМП, причем не более чем одним кораблем за раз и при праве России приостанавливать проход любых кораблей: и гражданских, и коммерческих, и военных.Китай же рассматривает СМП как часть своего общего планетарного проекта «Шелковый путь» и, естественно, придерживается принципа свободы судоходства в Арктике, считая нормы Конвенции ООН 1982 года по морскому праву выше национальных законов любого арктического государства, в том числе и России. И в этом вопросе интересы Пекина полностью совпадают с интересами всех государств, которые претендуют на Арктику и освоение всех ее богатств в рамках так называемого Арктического совета, созданного в 1996 году. В этот совет входят Россия, США, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия и Канада («Арктик 7» плюс Россия), а также есть 13 стран-наблюдателей, к которым, наряду с Китаем, Великобританией, Германией, Японией, Францией, Нидерландами и Италией, относят себя и такие арктические экзоты, как Сингапур, Швейцария, Испания или Польша с Индией и Южной Кореей.Пока не совсем ясно, что и как вместе будут делать Россия и Китай по совместному развитию СМП, но то, что он перспективен как возможная главная транспортная артерия будущего, не спорит никто.Главное преимущество СМП — это его короткая протяженность. Старшее должностное лицо Арктического совета от России, посол Николай Коркунов в интервью РИА «Новости» рассказал коротко и емко: «Северный морской путь на 40% короче транспортного маршрута через Суэцкий канал и обладает рядом преимуществ, в том числе и политических. Его меньшая протяженность позволяет сократить не только время, но и расходы на топливо, что способствует минимизации антропогенной нагрузки на окружающую среду».В конкретных морских цифрах это выглядит так: например, чтобы преодолеть привычный маршрут Роттердам — Йокогама через Суэцкий канал, судно преодолевает 11 205 морских миль (20 751 км), а СМП сокращает маршрут больше чем на треть (34%) — до 7 395 морских миль, или 13 603 км. Разница во времени: короче на 11 дней, которые и дают миллионы долларов экономии на всем.Чем заинтересовала Россия Китай или, наоборот, Китай Россию, пока не совсем ясно. Но руководитель группы исследований политики США и Канады в Мировом океане ИМЭМО РАН Павел Гудев в интервью изданию «Эксперт» предположил: Второй положительный момент, который Россия и Китай могут использовать себе во благо, — это доступ и освоение природных ресурсов, которыми обладает Арктика. Согласно данным геологической службы США, в арктическом регионе сосредоточено не менее 13% мировых запасов нефти, 30% природного газа, а также залежи золота, алмазов, меди, никеля, угля и многих других ресурсов, из которых не менее половины находятся на территории России. Размер только разведанных газовых месторождений превышает 1 трлн кубометров.Претендуют на эти богатства все, не только члены и наблюдатели Арктического совета, но главными игроками в борьбе (битве?) были и остаются США и Россия. Причем, по данным издания Politico, США безнадежно проигрывают и в части освоения ресурсов, и в части строительства ледоколов, которые открывают путь к освоению этой холодной и неуступчивой кладовой.Появление же третьего мощнейшего в экономическом и финансовом отношении игрока, выступающего вместе с Россией, — это, несомненно, плюс Москве. Тем более что Китай уже активно участвую в российских программах освоения Арктики в плане добычи энергоресурсов. Известно, что Китай участвует, например, в международных СПГ-проектах «НоваТЭКа»: 29,9% в «Ямал СПГ» и 20% в «Арктик СПГ-2». При этом Китай в охоте за углеводородами является значительным инвестором в нефтегазовые арктические проекты не только в России, но и в Канаде и Гренландии (Дания).Китай идет в Арктику и самостоятельно, пытаясь развивать свой собственный ледокольный флот, в чем несомненным лидером есть Россия. И первым ледоколом в распоряжении Китая стало исследовательское судно ледового класса, которое сейчас называется «Салун» («Снежный дракон»). Оно было куплено еще в 1994 году на Украине, на Херсонском судостроительном заводе. И летом 2012 года этот «Дракон» уже впервые прошел по СМП из порта Циндао в Исландию. Осенью 2018 года на воду был спущен первый ледокол, сделанный в самом Китае, — «Сюэлун-2».И естественно, России лучше, чтобы Китай использовал ее ледокольный флот, тут даже считать не надо, все очевидно и так. Но тот же эксперт Гудев уверен, что в условиях поиска новых союзников и партнеров с российской стороны возможно предоставление тех или иных преференций дружественным государствам, в первую очередь Китаю. А есть же еще одно немаловажное преимущество всех приоритетов в освоении Арктики. Недавно эксперты «Росконгресса» подготовили и обнародовали доклад «Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики», в котором говорится, что экспорт питьевой воды в перспективе 25 лет может приносить российскому бюджету более высокий доход, чем экспорт нефти.И в этом документе сказано главное: «В полярных шапках Арктики и Антарктики находится примерно 70% водных ресурсов планеты, причем на Арктику приходится более половины от этого объема. На горизонте 25 лет необработанная пресная вода может стать более важной и прибыльной статьей российского экспорта, чем нефть».В переводе на русский язык это означает одно: кто в будущем напоит мир в прямом и переносном смысле этих слов, тот и будет главным, влиятельным и мощным. И эксперты считают, что у России в этом плане есть все шансы на лидерство и доходы, потому как она является абсолютным лидером по запасам пресной воды за полярным кругом.В докладе есть и такие экзотические выводы и подсчеты, обосновывающие приоритетное право России на воду Арктики: «В США (на Аляске) в Северный ледовитый океан не впадает ни одной крупной реки. В Канаде — 3. В России — 11. Годовой сток Енисея в Карское море достигает 624 кубических километров. Лена — крупнейшая река в мире, полностью протекающая в районе вечной мерзлоты. Сток Лены в море Лаптевых — около 540 кубических километров. Обь — на третьем месте. Годовой сток в Обскую губу Карского моря составляет около 400 кубических километров. Не менее значимы озера. Только в 32 самых крупных водоемах плато Путорана содержится более 45% суммарного запаса озерных вод российской Арктической зоны. Ожидается, что к концу XXI века арктический речной сток увеличится на 30%».При этом авторы доклада отмечают, что «на ранней стадии обсуждения находятся проекты поставок в дальнее зарубежье, вплоть до стран Персидского залива, уже сейчас испытывающих острый дефицит воды». А вы представляете, сколько этой воды может понадобиться Китаю с его промышленностью и полуторамиллиардным населением!А если вспомнить, что вовремя так называемой «арабской весны» лидера Ливии Муаммара Каддафи убивали еще и потому, что хотели получить беспрепятственный доступ к контролю над залежами пресной воды под Сахарой, то становится ясно, что воды — это ресурс. И лед — это вода, расплавленная в валюту. Сейчас — американские доллары, а через время, возможно, китайский юань или российский рубль с индийской рупией. Потому что захочешь пить — и на ракушки в расчетах перейдешь...И конечно же, важность Арктики и ее потенциала подчеркивает и то, что борьба за него уже идет по нарастающей. Даже в военном отношении. Только за последние недели, в начале апреля в северных широтах прошли маневры Северного флота России с участием 1800 военнослужащих, более десятка кораблей, 40 самолетов и вертолетов, а также машин для наземных операций. И в сообщении о маневрах сказано: «Особое внимание будет уделено безопасности российского торгового флота и морских путей, таких как Северо-Восточный проход, в ходе маневров».И буквально вчера, 17 апреля 2023 года, в Швеции начались военные учения Aurora-23 с участием стран НАТО — около 26 тыс. военных. Продлятся они до 11 мая в воздухе, на земле и на море. На сайте Минобороны Швеции сказано: «Aurora-23 — крупнейшие в своем роде учения более чем за 25 лет, которые пройдут в стране». И указана цель — отработка противодействия вооруженному нападению на Швецию. Со стороны России, разумеется, хотя Швеция и не говорит об этом прямо, несмотря на то что застыла в полушаге от членства в НАТО.Ранее Швеция уже всячески лизалась с НАТО в военном отношении и без членства: за последние два года Стокгольм участвовал в маневрах Baltops-2022, Cold Response-2022, Defender-2022, Northern Coasts-2021, Open Spirit-21 и ряде других тренировок.Наряду с Aurora-23 22 апреля 2023 года стартуют многонациональные учения Defender-23, о которых представитель Пентагона Сабрина Сингх сообщила, что в них примут участие «около 9000 американских военнослужащих США и около 17 000 военнослужащих из 26 стран — союзников и партнеров». И что отдельные части учений пройдут в десяти различных европейских странах, а также в Африке. Швеция поучаствует и в них наряду с новым членом НАТО Финляндией и старым — Норвегией.И многие обозреватели уже утверждают, что все эти учения — это подготовка мощного ударного кулака для второго фронта в войне с Россией. После того как Россия раздерибанит фронт первый — на Украине в рамках спецвоенной операции (СВО). В этом ряду и вступление в НАТО Финляндии и Швеции, по словам эксперта по военно-политическим вопросам доктора политических наук Михаила Александрова в интервью RT, «антироссийская демонстрация, которая нужна прежде всего США, поскольку мы выступаем против включения Украины в альянс. США же хотят показать, что они не намерены учитывать наши озабоченности и будут и дальше расширять НАТО».Россия должна ко всему этому готовиться настоящим образом. И конечно же, глупо спорить с предположением о том, что, привлекая Китай на свою сторону в освоении Арктики, Россия рассчитывает на китайский потенциал во всем. И во всех отношениях.Такая точка зрения находит понимание в Китае, о чем говорят и визит товарища Си в Москву и визит туда же министра обороны КНР Ли Шанфу, с которым тоже встречался Путин.
https://ukraina.ru/20190305/1022896521.html
https://ukraina.ru/20230418/1045421438.html
https://ukraina.ru/20230412/1045270123.html
https://ukraina.ru/20230412/1045257125.html
https://ukraina.ru/20230417/1045385695.html
россия
китай
швеция
сша
арктика
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Владимир Скачко
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/14/1038896702_346:0:900:554_100x100_80_0_0_24138653d035966949c638e79113075c.jpg
Владимир Скачко
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/14/1038896702_346:0:900:554_100x100_80_0_0_24138653d035966949c638e79113075c.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/04/12/1045427975_31:0:995:723_1920x0_80_0_0_a5af03887d08c97fcb706bafa88bb1b0.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Владимир Скачко
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/14/1038896702_346:0:900:554_100x100_80_0_0_24138653d035966949c638e79113075c.jpg
эксклюзив, россия, владимир скачко, китай, швеция, сша, арктика
Такая работа обсуждается и ведется давно, но впервые сказано о совместном руководстве ею. Путин сказал тогда: «Перспективным видим сотрудничество с китайскими партнерами по освоению транзитного потенциала Северного морского пути. Мы готовы создать совместный рабочий орган по развитию Северного морского пути».
Суть же проблемы Северного морского пути (СМП) сводилась ранее и сводится сейчас к его статусу и признанию этого статуса в мире. Россия считала и считает СМП своими внутренними водами и зоной своих исключительных политических, экономических и, разумеется, оборонных интересов. И отстаивает именно разрешительный порядок его использования.
Как известно, буквально недавно, 5 декабря 2022 года, Путин подписал Федеральный закон № 510-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"», в котором был закреплен этот разрешительный порядок прохода иностранных военных кораблей и других государственных судов через акваторию внутренних вод Российской Федерации на трассе СМП. Страны должны за 90 дней подавать запрос на разрешение воспользоваться СМП, причем не более чем одним кораблем за раз и при праве России приостанавливать проход любых кораблей: и гражданских, и коммерческих, и военных.
Китай же рассматривает СМП как часть своего общего планетарного проекта «Шелковый путь» и, естественно, придерживается принципа свободы судоходства в Арктике, считая нормы Конвенции ООН 1982 года по морскому праву выше национальных законов любого арктического государства, в том числе и России. И в этом вопросе интересы Пекина полностью совпадают с интересами всех государств, которые претендуют на Арктику и освоение всех ее богатств в рамках так называемого Арктического совета, созданного в 1996 году.
В этот совет входят Россия, США, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия и Канада («Арктик 7» плюс Россия), а также есть 13 стран-наблюдателей, к которым, наряду с Китаем, Великобританией, Германией, Японией, Францией, Нидерландами и Италией, относят себя и такие арктические экзоты, как Сингапур, Швейцария, Испания или Польша с Индией и Южной Кореей.
Пока не совсем ясно, что и как вместе будут делать Россия и Китай по совместному развитию СМП, но то, что он перспективен как возможная главная транспортная артерия будущего, не спорит никто.
Главное преимущество СМП — это его короткая протяженность. Старшее должностное лицо Арктического совета от России, посол Николай Коркунов в интервью РИА «Новости» рассказал коротко и емко: «Северный морской путь на 40% короче транспортного маршрута через Суэцкий канал и обладает рядом преимуществ, в том числе и политических. Его меньшая протяженность позволяет сократить не только время, но и расходы на топливо, что способствует минимизации антропогенной нагрузки на окружающую среду».
В конкретных морских цифрах это выглядит так: например, чтобы преодолеть привычный маршрут Роттердам — Йокогама через Суэцкий канал, судно преодолевает 11 205 морских миль (20 751 км), а СМП сокращает маршрут больше чем на треть (34%) — до 7 395 морских миль, или 13 603 км. Разница во времени: короче на 11 дней, которые и дают миллионы долларов экономии на всем.
Чем заинтересовала Россия Китай или, наоборот, Китай Россию, пока не совсем ясно. Но руководитель группы исследований политики США и Канады в Мировом океане ИМЭМО РАН Павел Гудев в интервью изданию «Эксперт» предположил:
«Россия крайне заинтересована в верификации международного сотрудничества в Арктике. Китай, как представляется, сумел сделать нам хорошее предложение. Проблема лишь в одном: пока до конца непонятно, кто станет основным бенефициаром такого двустороннего взаимодействия. Очевидно, что для Пекина включение трассы СМП в качестве морской составляющей проекта Нового Шелкового пути является приоритетной задачей, в рамках которой у него появятся прекрасные транспортно-логистические возможности по доставке своих товаров на рынки стран Европы. В итоге это станет залогом будущего социально-экономического развития Китая. Что взамен получит Россия — вопрос открытый: возможность строить суда на китайских верфях в интересах российских заказчиков; расширение участия китайских инвесторов в развитии портово-транспортной инфраструктуры на трассе СМП; увеличение финансирования в рамках российских нефтегазовых проектов».
Второй положительный момент, который Россия и Китай могут использовать себе во благо, — это доступ и освоение природных ресурсов, которыми обладает Арктика. Согласно данным геологической службы США, в арктическом регионе сосредоточено не менее 13% мировых запасов нефти, 30% природного газа, а также залежи золота, алмазов, меди, никеля, угля и многих других ресурсов, из которых не менее половины находятся на территории России. Размер только разведанных газовых месторождений превышает 1 трлн кубометров.
Претендуют на эти богатства все, не только члены и наблюдатели Арктического совета, но главными игроками в борьбе (битве?) были и остаются США и Россия. Причем, по данным издания Politico, США безнадежно проигрывают и в части освоения ресурсов, и в части строительства ледоколов, которые открывают путь к освоению этой холодной и неуступчивой кладовой.
Появление же третьего мощнейшего в экономическом и финансовом отношении игрока, выступающего вместе с Россией, — это, несомненно, плюс Москве. Тем более что Китай уже активно участвую в российских программах освоения Арктики в плане добычи энергоресурсов. Известно, что Китай участвует, например, в международных СПГ-проектах «НоваТЭКа»: 29,9% в «Ямал СПГ» и 20% в «Арктик СПГ-2». При этом Китай в охоте за углеводородами является значительным инвестором в нефтегазовые арктические проекты не только в России, но и в Канаде и Гренландии (Дания).
Китай идет в Арктику и самостоятельно, пытаясь развивать свой собственный ледокольный флот, в чем несомненным лидером есть Россия. И первым ледоколом в распоряжении Китая стало исследовательское судно ледового класса, которое сейчас называется «Салун» («Снежный дракон»). Оно было куплено еще в 1994 году на Украине, на Херсонском судостроительном заводе. И летом 2012 года этот «Дракон» уже впервые прошел по СМП из порта Циндао в Исландию. Осенью 2018 года на воду был спущен первый ледокол, сделанный в самом Китае, — «Сюэлун-2».
И естественно, России лучше, чтобы Китай использовал ее ледокольный флот, тут даже считать не надо, все очевидно и так. Но тот же эксперт Гудев уверен, что в условиях поиска новых союзников и партнеров с российской стороны возможно предоставление тех или иных преференций дружественным государствам, в первую очередь Китаю.
«Например, это введение более либерального режима прохода для судов с китайским флагом, а может быть, даже больше — возможность допускать китайские ледоколы на трассу СМП для проводки караванов судов», — предположил он.
А есть же еще одно немаловажное преимущество всех приоритетов в освоении Арктики. Недавно эксперты «Росконгресса» подготовили и обнародовали доклад «Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики», в котором говорится, что экспорт питьевой воды в перспективе 25 лет может приносить российскому бюджету более высокий доход, чем экспорт нефти.
И в этом документе сказано главное: «В полярных шапках Арктики и Антарктики находится примерно 70% водных ресурсов планеты, причем на Арктику приходится более половины от этого объема. На горизонте 25 лет необработанная пресная вода может стать более важной и прибыльной статьей российского экспорта, чем нефть».
В переводе на русский язык это означает одно: кто в будущем напоит мир в прямом и переносном смысле этих слов, тот и будет главным, влиятельным и мощным. И эксперты считают, что у России в этом плане есть все шансы на лидерство и доходы, потому как она является абсолютным лидером по запасам пресной воды за полярным кругом.
В докладе есть и такие экзотические выводы и подсчеты, обосновывающие приоритетное право России на воду Арктики: «В США (на Аляске) в Северный ледовитый океан не впадает ни одной крупной реки. В Канаде — 3. В России — 11. Годовой сток Енисея в Карское море достигает 624 кубических километров. Лена — крупнейшая река в мире, полностью протекающая в районе вечной мерзлоты. Сток Лены в море Лаптевых — около 540 кубических километров. Обь — на третьем месте. Годовой сток в Обскую губу Карского моря составляет около 400 кубических километров. Не менее значимы озера. Только в 32 самых крупных водоемах плато Путорана содержится более 45% суммарного запаса озерных вод российской Арктической зоны. Ожидается, что к концу XXI века арктический речной сток увеличится на 30%».
При этом авторы доклада отмечают, что «на ранней стадии обсуждения находятся проекты поставок в дальнее зарубежье, вплоть до стран Персидского залива, уже сейчас испытывающих острый дефицит воды». А вы представляете, сколько этой воды может понадобиться Китаю с его промышленностью и полуторамиллиардным населением!
А если вспомнить, что вовремя так называемой «арабской весны» лидера Ливии Муаммара Каддафи убивали еще и потому, что хотели получить беспрепятственный доступ к контролю над залежами пресной воды под Сахарой, то становится ясно, что воды — это ресурс. И лед — это вода, расплавленная в валюту. Сейчас — американские доллары, а через время, возможно, китайский юань или российский рубль с индийской рупией. Потому что захочешь пить — и на ракушки в расчетах перейдешь...
И конечно же, важность Арктики и ее потенциала подчеркивает и то, что борьба за него уже идет по нарастающей. Даже в военном отношении. Только за последние недели, в начале апреля в северных широтах прошли маневры Северного флота России с участием 1800 военнослужащих, более десятка кораблей, 40 самолетов и вертолетов, а также машин для наземных операций. И в сообщении о маневрах сказано: «Особое внимание будет уделено безопасности российского торгового флота и морских путей, таких как Северо-Восточный проход, в ходе маневров».
И буквально вчера, 17 апреля 2023 года, в Швеции начались военные учения Aurora-23 с участием стран НАТО — около 26 тыс. военных. Продлятся они до 11 мая в воздухе, на земле и на море. На сайте Минобороны Швеции сказано: «Aurora-23 — крупнейшие в своем роде учения более чем за 25 лет, которые пройдут в стране». И указана цель — отработка противодействия вооруженному нападению на Швецию. Со стороны России, разумеется, хотя Швеция и не говорит об этом прямо, несмотря на то что застыла в полушаге от членства в НАТО.
Ранее Швеция уже всячески лизалась с НАТО в военном отношении и без членства: за последние два года Стокгольм участвовал в маневрах Baltops-2022, Cold Response-2022, Defender-2022, Northern Coasts-2021, Open Spirit-21 и ряде других тренировок.
Наряду с Aurora-23 22 апреля 2023 года стартуют многонациональные учения Defender-23, о которых представитель Пентагона Сабрина Сингх сообщила, что в них примут участие «около 9000 американских военнослужащих США и около 17 000 военнослужащих из 26 стран — союзников и партнеров». И что отдельные части учений пройдут в десяти различных европейских странах, а также в Африке. Швеция поучаствует и в них наряду с новым членом НАТО Финляндией и старым — Норвегией.
И многие обозреватели уже утверждают, что все эти учения — это подготовка мощного ударного кулака для второго фронта в войне с Россией. После того как Россия раздерибанит фронт первый — на Украине в рамках спецвоенной операции (СВО). В этом ряду и вступление в НАТО Финляндии и Швеции, по словам эксперта по военно-политическим вопросам доктора политических наук Михаила Александрова в интервью RT, «антироссийская демонстрация, которая нужна прежде всего США, поскольку мы выступаем против включения Украины в альянс. США же хотят показать, что они не намерены учитывать наши озабоченности и будут и дальше расширять НАТО».
Россия должна ко всему этому готовиться настоящим образом. И конечно же, глупо спорить с предположением о том, что, привлекая Китай на свою сторону в освоении Арктики, Россия рассчитывает на китайский потенциал во всем. И во всех отношениях.
Такая точка зрения находит понимание в Китае, о чем говорят и визит товарища Си в Москву и визит туда же министра обороны КНР Ли Шанфу, с которым тоже встречался Путин.