"За комедию больше не возьмусь!": 100 лет главному комедийному режиссёру СССР Леониду Гайдаю
30 января 1923 в городе Свободный Амурской губернии Дальневосточной области СССР в семье бывшего политического ссыльного Иова Гайдая родился третий ребёнок, которого нарекли Леонидом. Тогда никто и представить не мог что это маленькое сморщенное и орущее существо меньше, чем через полвека, снимет самую кассовую кинокомедию Советского Союза.
Отец новорожденного, Иов Исидорович Гайдай, родился в 1886 году в селе Ореховщина Полтавской губернии. Происходил он из семьи потомственных крепостных, а потому уже с 11 лет работал на уборке сахарной свёклы. Образование у него было 3-классное, церковноприходское, но это не помешало ему любить книги и собирать их всю свою жизнь, что потом передалось и его детям. Странное имя у старшего Гайдая появилось из-за мздоимца-попа. Когда дедушка и бабушка будущего режиссёра принесли в церковь крестить своего ребёнка, то сказал: "Дадите поросенка – запишу Гришкой, не дадите – будет Иовом". Семья перебивалась с хлеба на воду, лишнего поросёнка не было – так вот и обзавёлся отец Леонида Гайдая таким странным именем, а он сам – трудновыговариваемым отчеством.
С 1900 года Иов работал на мукомольной мельнице. В начале века в стране назревала революционная ситуация. В 1902 году в соседних уездах Полтавской и Харьковской губернии прокатились аграрные бунты. Тянущийся к знаниям Иов стал интересоваться политикой, и вскоре вступил в подпольную организацию эсеров. В 1906 году его арестовали. О причинах старший Гайдай написал собственноручно в своей автобиографии: "В 1906 году в сентябре-месяце был арестован по делу Лубненской организации С.Р. (экспроприация денежных средств у крупного свеклопромышленника Богданова на дело революции). После скитания по тюрьмам: Лубны, Хорол, Кременчуг, Полтавы, Москвы – Бутырская тюрьма... был послан на работы по постройке Амурской жел. дороги, работал во второй команде – арестованных..."
После революции обратно на родину Иов Исидорович не вернулся. Его освободили в 1913 году, и он женился на уроженке Рязанской губернии Марии Ивановне Любимовой. Она приехала к нему на Дальний Восток просто по фотографии, которую ей прислал её брат – друг Иова.
Работал Гайдай там же на железной дороге, сначала строителем, а после смены власти с 1918 года – в управлении. Появился достаток, стали рождаться дети – старший сын Александр (1919), средняя дочь – Августа (1921), и затем самый младший, герой нашего рассказа – Леонид. Почти сразу семья переехала в Читу, а затем через 7 лет – в Иркутск. Там Леонид и пошёл в 1931 году в школу, там же её и закончил… а через несколько дней после его выпускного грянула война.
Первый год Гайдая не призывали – не достиг призывного возраста, работал в Иркутском театре работником сцены. Затем театр уехал работать в провинцию, а в Иркутск эвакуировали Московский театр Сатиры. Леонид стал работать там, познакомился с именитыми московскими актёрами, для некоторых из них даже бегал за водкой.
Гайдай считал постыдным отсиживаться в тылу, когда идёт война. Однажды приехал военком в очередной раз отбирать пополнение, и на каждые его вопрос Леонид стал говорить "Я".
– Кто в артиллерию?
– Я!
– Кто в кавалерию?
– Я!
– В танкисты?
– Я!
– Сначала будем брать тех, кто владеет немецким языком.
– Я!
В результате в тот раз Гайдая в армию так и не взяли. Много лет спустя он вспомнил этот случай из своей биографии и использовал в фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".
Так продолжалось, пока в феврале 1942 года его не призвали в армию. Сразу на фронт Гайдай не попал – сначала его отправили в Монголию объезжать низкорослых монгольских лошадок для отправки на фронт. Затем он отучился в полковой школе сержантов, и в декабре 1942 года попал на фронт во взвод пешей разведки. Брату он писал: "я был на хорошем счету. Начальству нравилось, как я "поставленным голосом" подавал команды". Поставленный голос у Гайдая был со школы – он там активно занимался в самодеятельности, и охотно продолжал тоже самое в армии.
20 декабря Гайдая наградили медалью "За боевые заслуги". В приказе было указано: "…в боях за деревню Енкино 14.12.1942 г. забросал гранатами огневую точку противника, и сам лично уничтожил 3-х немцев и вместе с другими товарищами участвовал в захвате военнопленного".
Долго повоевать не довелось – 20 марта 1943 года, возвращаясь с задания, Гайдай подорвался на мине, серьёзно повредил стопу. В госпитале её хотели отнять, но он категорически отказался: "Одноногих актёров не бывает", а он очень хотел стать актёром. В результате ногу ему спасли, но воевать он уже больше не мог, и его с инвалидностью отправили домой.
В Иркутске к 1947 году Леонид окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре. Одновременно с учёбой он играл в театре и работал осветителем. Гайдай стал местной знаменитостью, о его роли в спектакле "Молодая гвардия" написали в центральной областной газете, но особенно зрителям нравились его комические роли. В детстве Гайдай очень любил фильмы с Чарли Чаплиным, нередко после окончания сеанса прятался под сиденьями, чтобы в очередной раз посмотреть на игру любимого актёра. Мог так пропадать в кинотеатре целыми днями. Теперь он сам радовал зрителей актёрской игрой, нередко используя подсмотренные в кино игровые приёмы.
Вскоре Иркутск стал мал Гайдаю, и он решил ехать в Москву поступать в ГИТИС. И тут в его жизнь вмешалась судьба – оказалось, что актёров с наработанной актёрской школой в ГИТИС не берут, а из театра он уже уволился. Леонид решил, была не была, подал документы во ВГИК… и поступил.
На первом же курсе его отчислили за плохое поведение – Гадай слишком много подшучивал на занятиях над своими одногруппниками и преподавателями. Правда, в том же году он смог восстановиться и попасть в мастерскую к именитому режиссёру Григорию Александрову. Тогда же в 1949 году Гайдай познакомился со своей сокурсницей Ниной Гребешковой, четыре года спустя они поженились.
Первый опят работы в кино Леонид приобретал ещё, когда учился – подрабатывал ассистентом режиссёра. В 1955 году у создателя легендарного фильма "Подвиг разведчика" (1947) Бориса Барнета он снялся в фильме "Ляна".
Через год вышла первая режиссёрская работа Гайдая – драма "Долгий путь", которую он снял совместно с Валентином Невзоровым. Особым успехом она у зрителя не пользовалась, но её увидел один из именитейших режиссёров того времени Михаил Ромм. Он пригласил молодого коллегу поработать у него в мастерской, которую ему разрешили открыть при "Мосфильме". По его же совету в 1958 году Леонид Иович снял свою первую комедию "Жених с того света" с Ростиславом Пляттом и Георгием Вициным в главных ролях.
Однако Гайдай перестарался. Он настолько удачно высмеял советских бюрократов, что те же самые бюрократы, но от кино, вырезали из полуторачасовой картины половину, оставив всего 47 минут. Гайдай с досады поехал на минеральные воды. Перед отъездом он заявил друзьям: "За комедию больше не возьмусь!"
Вернувшись, режиссёр снял новую ленту, как и обещал, не комедию – патриотический фильм "Трижды воскресший", но он провалился в прокате. Критики упражнялись в язвительных выпадах, а Гайдай рисковал лишиться профессии.
В расстроенных чувствах Леонид Иович на несколько месяцев поехал к родителям в Иркутск. Здесь в одной из газет он натолкнулся на русскоязычный перевод фельетона известного украинского юмориста Степана Олейника "Двух Микол Гаврила вёл" и загорелся идеей его экранизировать – о своём зароке не снимать больше кинокомедии он благополучно забыл.
21 марта 2021, 17:09"Вокруг Булгакова"
«Вокруг Булгакова»: «Я, пожалуй, князь, да. А что тут удивительного?»Обоятельнейший вор Жорж Милославский в блистательном исполнении Леонида Куравлёва оказался центральным персонажем фильма «Иван Васильевич меняет профессию», не только затмив Александра Демьяненко, но и потеснив самого Юрия Яковлева. Между тем, Булгаков, пожалуй, удивился бы режиссёрской трактовке своего персонажаГайдай сам написал сценарий, придумал главным героям клички Трус, Балбес и Бывалый, которые потом навсегда прилипли к Георгию Вицину, Юрию Никулину и Евгению Моргунову. Любопытно, что первоначально играть этих персонажей предложили помимо Вицина Михаилу Жарову и Сергею Филиппову. Они оба отказались, и только после нескольких проб был утверждён окончательный известный нам состав.
Сняли фильм очень быстро в подмосковном посёлке Снегири. Ещё один исполнитель главной роли, пёс Брех, постоянно задерживал съёмки: то "динамит" уронит, то в лес убежит. Моргунов его за это невзлюбил, пёс отвечал ему взаимностью, часто на него лаял, а один раз даже вцепился в ногу.
Фильм получился короткометражным, всего 10 минут, но невероятно смешным. Впервые его показали на закрытии Московского кинофестиваля в 1961 году. Её номинировали на приз Каннского кинофестиваля, на кинофестивале в Сан-Франциско он занял первое место – к Гайдаю пришла известность.
Через несколько лет Юрию Никулину, когда его цирк был на гастролях в одной скандинавской стране, наш посол рассказал, что у него в ящике стола постоянно лежит кассета с фильмом "Пёс Барбос и необычный кросс". Перед приёмом иностранной делегации он обязательно показывает ей этот фильм, все смеются, а после подписывают любые бумаги.
Дальше Гайдай решил не испытывать судьбу, и разрабатывать нащупанную "жилу". Он снял продолжение приключений аляповатой незаконопослушной троицы, оно называлось "Самогонщики". Этот фильм длился уже 20 минут, кроме того, он был со звуком – троица пела в нём известную песню про самогон. Часть материала, который использовался при монтаже, была снята при съёмках "Пса Барбоса". Фильм также пользовался огромным успехом, в том числе и за рубежом: права на его показ приобрели около семидесяти государств, "Пса Барбоса" – около ста.
Поверив в свои силы, Гайдай решил снова замахнуться на полный метр. Но, так как у него пока что лучше получались малые кинематографические формы, он решил составить его из трёх новелл – экранизаций рассказов О. Генри. Название он получил по наименованию сборника рассказов американского писателя "Деловые люди". Идея экранизации появилась после просмотра в кинотеатре американского вестерна "Великолепная семёрка".
Сцена из фильма "Кавказская пленница"
Картину снимали в Крыму, причём часть актёров – Вицин, Никулин, Плятт – уже играла в предыдущих картинах режиссёра. Премьера состоялась в мае 1963 года, лента показала крепкий средний результат, собрав 23,1 млн. зрителей.
После этого успеха, Гайдай решил снова снять фильм, составленный из новелл, но теперь про современность. Ему попался готовый сценарий "Несерьёзные истории" Якова Костюковского и Мориса Слободского, состоявший из двух новелл о приключениях интеллигентного студента Владика Арькова. Леонид Иович вместе с авторами дописал его, добавил ещё одну новеллу, в которой главный герой сталкивается с его любимой троицей из "Пса Барбоса" и "Самогонщиков".
Вторую новеллу изменили. Она изначально рассказывала о том, как Владик был репетитором у сына чересчур заботливых родителей, которые его замучили своей гиперопекой. Гайдай предложил другой, романтичный сюжет, который нам всем хорошо известен. Режиссёр его подсмотрел в польском журнале "Шпильки".
Так на свет появилась комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" – Владика забраковала цензура, так как народ мог провести аналогию с именем Владлен – Владимир Ленин. Шурика сыграл Александр Демьяненко, которого выбрали после того, как прошли пробы более сотни актёров, в том числе таких впоследствии именитых, как Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков, Евгений Петросян, Валерий Носик.
На роль хулигана 15-суточника сначала прочили Пуговкина, а на роль Прораба – Владимира Высоцкого. В результате хулигана Федю сыграл хорошо знакомый Гайдаю по "Деловым людям" Алексей Смирнов, а Пуговкину отдали роль Прораба.
Демьяненко был жгучим брюнетом, но Гайдай хотел, чтобы главный герой был блондином. Краски тогда были ужасные, и гримёры сжигали актёру кожу на голове до волдырей. К счастью, его густая шевелюра перенесла эти "пытки" без потерь, он не облысел.
Натурные съёмки первых двух новелл сняли в Одессе, квартиру Лиды – в павильоне "Мосфильма". Для съёмок третьей новеллы группа поехала в Ленинград, но там как назло, началась оттепель, весь снег растаял – пришлось его делать из подручных средств, ваты и нафталина.
12 января худсовет отсмотрел черновой монтаж фильма. Именно тогда Иван Пырьев предложил заменить рабочее название "Смешные истории" на "Операцию "Ы" и другие приключения Шурика". Гайдай на это согласился. Худсовет хотел ещё вырезать спящую возле главных героев последней новеллы мышку – но Гайдай грудью встал на защиту грызуна и отстоял его.
Съёмки продолжились. Одной из последних снятых сцен, стала сцена ограбления склада. В поединке Балбеса и Шурика на рапирах актёры, после занятий с преподавателем сценического фехтования, сражались, как заправские дуэлянты. Но Гайдая это не устраивало, ему нужна была не дуэль, а буффонада. Тогда-то он и придумал сценку с разбитой на груди Балбеса бутылкой вина.
Сцену со скелетом снимали раз десять, но она никак не выходила. И тут Никулин в перерыве просто шутки ради сунул скелету палец между челюстей, а те возьми да и сомкнись. Эта импровизированная шутка и вошла в фильм.
20 марта 2021, 07:45"Вокруг Булгакова"
«Вокруг Булгакова»: «Иван Васильевич» — пьеса, фильм и историяФильм Леонида Гайдая сам по себе стал явлением культурной жизни и давно разобран на цитаты. Писать о судьбе пьесы Булгакова в отрыве от фильма сейчас просто бессмысленно: читатель автоматически представляет себе персонажей фильма. Потому и мы будем писать о пьесе в сравнении с фильмом и акцентируя внимание на их отличияхИз-за боданий с худсоветом фильму присвоили 2-ю категорию, что означало меньшее количество залов и копий при прокате и меньше сеансов в "прайм-тайм". На защиту "Операции" встали режиссёр Пырьев и генеральный директор "Мосфильма" Сурин. В результате фильм вышел в августе 1965 года в прокат по 1-й категории… и собрал 69,6 млн. зрителей, став 7-м по результатам за всю историю кинопроката в СССР. Успех был ошеломительный.
Гайдай, подобно настоящему западному продюсеру, решил использовать популярность своих героев дальше, и приступил к съёмкам "Кавказской пленницы", в которой опять главным героем был Шурик, а главными героями второго плана – известная троица. Он снова хотел снять новеллы, на этот раз две, происходящие на Кавказе: первую о том, как влюблённый парень выкрал девушку, а вторую о том, как экспедиция отправилась в горы на поиски снежного человека. Но худсовет заинтересовала только первая новелла.
Наталью Варлей выбрали на главную роль после отсмотра 400 претенденток. Она подкупила Гайдая тем, что сама предложила раздеться для проб для купальника. Говорят, Гайдай тогда воскликнул: "Бриджит Бордо в купальнике выглядит талантливее Фаины Раневской".
Проблема возникла с Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым – они отказались сниматься, так как считали эпизоды с их участием неправдоподобными. Гайдай предложил им переработать сценарий. Стимулом был приз – бутылка шампанского за каждую шутку в кадре. Говорят, Никулин их тогда заработал сразу 24, Моргунов – 18, а Вицин – одну, и ту отдал, потому что совершенно не пил.
Начались съёмки. Основную часть натурных сцен сняли не на Кавказе, а в Крыму – Кавказ в картине можно увидеть только в сценах у горной реки, роль которой играет Мзымта. Павильонные съёмки проводились в Москве.
Когда материал был уже смонтирован, и показан худсовету, тот картину забраковал – как может член партии, глава района, "ах какой человек", воровать девушку. Дело шло к тому, что картину вообще могут закрыть, но тут выручил случай. Руководитель страны Леонид Ильич Брежнев скучал на даче и попросил привезти ему какую-то комедию из новых. Привезли "Кавказскую пленницу". Она ему так понравилась, что не присвоить после этого фильму 1-ю категорию никто уже не посмел. Лента вышла на большие экраны в апреле 1967 года и собрала 76,5 млн. зрителей – это 4 место в советском прокате за всю его историю. К сожалению, Евгений Моргунов в этот раз вёл себя очень вызывающе на площадке, поэтому Гайдай решил больше легендарную тройку не снимать.
Идею следующей картины Гайдай подсмотрел в газете "За рубежом", там рассказывалось о контрабандистах, которые перевозили украденные драгоценности в гипсе. Сценарий был написал совместно всё с теми же Слободским и Костюковским. Главную роль сыграл полюбившийся Гайдаю Никулин и новые для него актёры – Папанов, Миронов. На роль жены главного героя Гайдай утвердил свою жену.
Вообще, изначально Леонид Иович хотел экранизировать "12 стульев", но ему не разрешили, так как только что вышел "Золотой телёнок" Михаила Швейцера. Пришлось переключаться на что-то другое, "12 стульев" дали снять только три года спустя.
Стамбул в "Бриллиантовой руке" снимали в Баку, неизвестный южный город – в Сочи и в Адлере. Юрий Никулин рассказывал, что однажды уборщица обнаружила его фигуру из папье-маше, которую сбрасывали из машины, и всем растрезвонила, что знаменитый актёр умер. Ему тогда пришлось долго всех успокаивать, что он живой.
Помня, как трудно проходила через худсовет приёмка фильма в прошлые разы, Гайдай подмонтировал в финале ленты кадры ядерного взрыва. Когда его спросили, зачем это здесь, он невозмутимо отвечал: "Показать всю сложность нашего времени". Его долго уговаривали вырезать взрыв, он упорно отказывался. Худсовету еле-еле удалось уговорить режиссёра. На самом деле это была уловка, чтобы не цеплялись к другим "узким" местам фильма.
Фильм вышел на экраны в апреле 1969 года и стал лучшей лентой сезона – 76,7 миллионов зрителей, третье место в общесоветском зачёте после "Пиратов ХХ века" и "Москва слезам не верит". Выше Гайдаю уже подняться не удалось.
Дальше было ещё много замечательных лент – последний фильм о Шурике по мотивам пьесы Михаила Булгакова "Иван Васильевич меняет профессию" (1973), была экранизация "12 стульев" (1971), гротескная новелльная комедия "Не может быть" и многое другое – о всех подробно в одной публикации не расскажешь.
Последней стала комедия "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" (1992), которая, конечно, сильно проигрывала тому, что снимал мастер в 60-е и 70-е годы. Однако, благодаря его авторитету, даже этот фильм пользовался определённой популярностью.
Это единственная лента, которую Гайдай успел снять после развала СССР, хотя снимать начал до. Съёмки проводились и у нас в стране, и в США. Премьера состоялась в начале 1993 года, а через несколько месяцев Гайдай попал в больницу, у него были проблемы с сердцем. Он скончался 19 ноября 1993 года в Москве, оставив после себя добрую память и почти два десятка фильмов, большую часть которых миллионы благодарных зрителей пересматривают и пересматривают до сих пор, и будут смотреть ещё очень долго.