Мир "Великого кольца": альтернатива без альтернативы - 10.12.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мир "Великого кольца"

Мир "Великого кольца": альтернатива без альтернативы

  - РИА Новости, 1920, 10.12.2022
Читать в
ДзенTelegram
Повесть "Сердце змеи" представляет нам альтернативную версию мира будущего, но это тоже коммунистическая утопия. Можно было бы предположить, что Ефремов попытается исправить недостатки коммунистического общества, описанное в "Туманности Андромеды". Однако ничего он исправлять не стал.
Общество "Сердца змеи" описано крайне поверхностно, речь идёт только и исключительно об экипаже звездолёта, но и в этом случае наличествует проблема соотношения доверия к людям и безответственности самих людей.
Мы уже обращали внимание на то, что сам по себе полёт "Теллура" лишён какой-либо видимости смысла – никакой пользы для родной самопожертвование экипажа принести не может. Удивительно, но некоторым участникам экспедиции это понятно и на борту начинается дискуссия.
Мир "Великого кольца": альтернативная утопия и пульсационный звездолёт
Тут наше недоумение должно приобрести болезненные формы – ну если вы не верите, что полёт нужен, то зачем вы добровольно (это специально подчёркивается) согласились на участие в экспедиции? И кто вас вообще туда пустил? Понятно ведь, как отразится на результате экспедиции наличие людей, которые вообще не считают ей осмысленной…
Впрочем, с той же проблемой мы сталкивались в "Туманности Андромеды" – люди Земли в принципе очень охотно принимают участие в рискованных научных экспериментах. Настолько охотно, что это выглядит просто способом эмиграции со счастливой Земли…
Так или иначе, но в экипаже звездолёта начинается дискуссия.
Ефремов описывает нам дискуссию в экипаже звездолёта, в ходе которой капитан поясняет:
- Экипаж "Теллура" должен себя убить на 700 лет, потому что "развитие знаний, накопление опыта должны быть непрерывны. Иначе нарушатся законы развития, которое всегда неравномерно и противоречиво".
Смысл фразы нам так и не удалось понять – какой вклад сделают в "развитие знаний" звездолётчики, улетевшие с Земли на 700 лет? Особенно если они не вернутся (вероятность чего очень высока).
- "Мы так же призваны выполнить свой долг, как и каждый член общества".
Без комментариев.
- "За то, что мы первые прикоснёмся к невиданным ещё глубинам космоса, мы умерли на семьсот лет. Те, кто остался на Земле, чтобы пользоваться всей радостью земной жизни, никогда не испытают великих чувств человека, заглянувшего в тайны развития Вселенной".
Если мы правильно поняли, то речь идёт о развлекательной поездке…
- "Кто может сказать, может быть, та крупица знания, что мы доставим на нашу планету, послужит новому взлёту науки, улучшению жизни человечества".
Это, конечно, может быть… Но вероятность на самом деле крайне низка. Просто потому, что за 700 лет требования к получаемой научной информации наверняка изменятся, а главное – изменятся приборы, которыми будет получаться эта информация.
В общем, нас Мут Анг не убедил. Ефремов, конечно, считает, что он убедил сомневающихся звездолётчиков… Ну, он автор, мы должны ему верить. И, разумеется, мы должны понимать, что дискуссию автор ведёт сам с собой, а выплёскивает её на страницы произведения с целями чисто драматургическими, так, как это было принято в 50-е годы (борьба лучшего с хорошим).
"Со вторым астронавигатором на дежурстве случилась очень редкая беда – приступ гнойного аппендицита. Вероятно, он не выполнил абсолютно точно программы врачебной подготовки к космическому путешествию. И теперь Свет Сим запросил разрешение командира на срочную операцию".
Даже и в 80-е годы аппендицит был заболеванием довольно-таки массовым – множество знакомых при случае демонстрировали шрамы на животе. Это сейчас аппендицит редкость… Бывали они, естественно, такие случаи и в экспедициях. Например, в 1961 году советский хирург Леонид Рогозов, находясь в Антарктике, сам себя прооперировал и удалил аппендикс. Подобная байка ходила и про Юрия Сенкевича.
Тут, однако, есть два момента, которые вызывают напряжение.
Во-первых, не делается поправка на медицину будущего. Во всяком случае – в смысле предупреждения заболеваний. Саму операцию делают без вскрытия. Полагаем, что сама по себе сценка была введена в текст ради этого, но получилось не очень удачно. Другое дело, что предупреждение заболевания, в отличие от лечения, драматизма содержит гораздо меньше…
Во-вторых, Ефремов прямо указывает, что космолётчик не выполняет программу врачебной подготовки! И его – никто не проверяет! Т.е., в коммунистическом обществе принято людям доверять (на самом деле нет – для этого есть контроль Чести и Права и т.п.), а люди, пользуясь этим, проявляют вопиющую безответственность. Опять же – это приём, который позволяет показать медицину будущего, но очень уж он неудачен…
Ну и завершающий штрих: во время важнейшего манёвра капитан корабля отсутствует. Всю операцию проводит его помощник.
В Одессе памятник Ленину превратили в монумент Дарту Вейдеру - РИА Новости, 1920, 19.11.2022
Мир "Великого кольца": Дар Ветер и Дарт Вейдер
Что случилось? Ничего. Просто "командир в сговоре с врачом намеренно устранился от командования, чтобы дать возможность Тэй Эрону провести всю операцию самому, ни на кого не надеясь. Помощник ни за что не признался бы в жестоких сомнениях перед поворотом, но корил командира за причиненное всему экипажу волнение".
Нет, это правда что ли?
Командир и врач идут на подлог (надеемся не документов – в обществе же доверять принято, никто из команды не интересуется, что с капитаном случилось), потому что считают помощника капитана неготовым (только психологически, но всё же…) к управлению кораблём.
Интересно-то как…
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала