https://ukraina.ru/20220827/1038151936.html
Мир "Великого Кольца": технический прогресс
Мир "Великого Кольца": технический прогресс - 09.12.2022 Украина.ру
Мир "Великого Кольца": технический прогресс
Украина.ру, 09.12.2022
2022-08-27T10:05
2022-08-27T10:05
2022-12-09T12:25
литература
ефремов
фантастика
эксклюзив
космос
мир "великого кольца"
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/08/0f/1037658186_0:0:2048:1152_1920x0_80_0_0_021dc134b724e037ae6c5002569fae3a.jpg
Общим местом любого предисловия к произведениям Ивана Ефремова, посвящённым отдалённому будущему, является то, что "их объединяет вера в грандиозный технический прогресс человечества". И действительно – ведь в произведениях Ефремова описаны межзвёздные полёты с субсветовыми ("Туманность Андромеды") и сверхсветовыми ("Час быка") скоростями.И, тем не менее, развитие науки и техники в мире "Великого кольца" вызывает определённые вопросы. Даже и сам Ефремов в предисловии к "Туманности Андромеды" пишет, что "исходил в расчётах из общей истории человечества, но не учёл темпов ускорения технического прогресса". И действительно – с современной точки зрения романы Ефремова выглядят каким-то стимпанком. По сути, всё описанное – вариации на тему вполне современной техники. А ведь речь идёт о развитии на протяжении тысячелетий…Не будем останавливаться на особенностях межзвёздных перелётов – эта тема сугубо специальная. Отметим только, что в "Википедии" ефремовский "анамезон", на котором летают "Парус" и "Тантра", упоминается в контексте аннигиляционного фотонного привода. Но у Ефремова об аннигиляции ничего нет – у него вообще своя концепция антивещества, которое сосредоточено в антипространстве, названным им Тамасом, которое отделено от нашего пространства – Шакти, подпространством, в котором летают звездолёты прямого луча. Ну а без аннигиляции формирование кварк-глюонной плазмы требует внешнего притока энергии (кстати, золото для её образования действительно подходит).Что до фотонных и ионных приводов, то они являются "планетарными" в том смысле, что подходят для полётов внутри планетарных систем. Для взлёта и посадки – нет. У них длительная, но слабая тяга.Гораздо важнее те технические новшества, которые применяются на Земле.С вычислительной техникой просто беда – на планете только три суперкомпьютера (возможно – с какими-то зачатками искусственного интеллекта). Доступны они далеко не для каждого учёного. Причём они такие громоздкие, что установить их на космический корабль невозможно и ими управляют дедовскими способами. Кстати, критики сомневались, что без компьютеров можно управлять межзвёздным кораблём с экипажем всего семь человек (именно столько космонавтов на звездолётах-танкеров второго класса).То же касается автоматики и телемеханики – робот-андроид управляется рычагами на затылке (и это писалось во времена управляемых ракет!), а в качестве спутника связи используется огромная орбитальная станция с постоянным персоналом.Спиральная дорога – просто электропоезд, причём довольно неторопливый – его скорость всего 200 км/ч (нормальная скорость японских "синкансэнов"), в то время как сейчас есть уже поезда со скоростью до 600 км/ч.Спиролёты – просто сверхзвуковые (или, может быть, гиперзвуковые) самолёты. Кстати, в научно-популярных книгах конца 50-х – начала 60-х годов гиперзвуковые пассажирские самолёты считались техникой "недалёкого будущего".Винтолёты – небольшие вертолёты, отличающиеся прискорбно низкой надёжностью. Хотя, конечно, Ефремов, организовав аварию винтолёта с Ведой Конг и Даром Ветром, просто хотел обеспечить им посещение палеонтологических раскопок. Другого предлога показать свою любимую науку он, видимо, не нашёл.Служба доставки, в принципе, обычная пневмопочта, описанная ещё Героном Александрийским и впервые реализованная в 1792 году.Видеотелефонная связь (не мобильная!) была впервые опробована в 1927 году в США. Кстати, у Стругацкихв повести "Путь на Амальтею", опубликованной всего тремя годами позже "Туманности Андромеды", мобильная связь уже есть… И речь там идёт о рубеже XX-XXI веков, т.е., тогда, когда она получила распространение в нашей реальности.В общем, через две или три тысячи лет земляне продолжают совершенствовать ту технику, которая уже существовала при жизни Ефремова.Казалось бы, что тут странного, если до этого изобретения и открытия требовали тысяч лет? Железные мечи были ещё у хеттов, но доменные печи начали строить только в XV веке. Это правда, но тут есть одно "но" – переход к научно-техническому рывку XVIII века потребовал радикальной перестройки мышления. Триста лет назад люди ещё представить себе не могли, что можно что-то открыть или исследовать. Самой мысли о подборе и сравнении фактов не возникало. Лучшее, что могло произойти – это восстановление путём проб и ошибок знаний, которые были "утеряны" после "золотого века". Собственно, такая логика и сейчас сохраняется – на этом стоит вся альтернативная история с рассказами о "развитых цивилизациях" прошлого.Люди же Эры Кольца имеют вполне современное мышление. Они не останавливаются перед тем, чтобы делать изобретения и открытия. Собственно, главная тема "Туманности Андромеды" – открытие Рен Бозом принципа "прямого луча", которым уже активно пользуются в "Часе быка".И, тем не менее, что-то людей будущего останавливает. Интересно, что? Думаем, дело тут не в недостатке фантазии самого Ефремова (хотя прогностическая фантазия действительно редкое явление), а в определённой идеологии.Во-первых, нельзя забывать, что мир Великого Кольца – мир, переживший ядерную войну. Прямо о этом не говорится, но есть множество косвенных упоминаний о жестоких войнах в момент перехода к мировой системе социализма. В "Часе быка" описывается картина, изображающее морское сражение с использованием ядерного оружия.Надо отметить, что тема ядерного оружия и радиоактивных отходов Ефремова очень интересовала. Этой теме, в частности, посвящены его рассказы "Адское пламя" (1954 год) и "Афанеор, дочь Ахархеллена" (1960 год). Надо понимать, что немалую часть времени, выделенную Ефремовым на прогресс, пришлось потратить на разгребание развалин и борьбу с лучевыми эпидемиями. Кстати, подчёркнутое внимание к происхождению детей и жёсткая политика деторождения могут быть и с этим связаны.Во-вторых, обращает на себя внимание то, что техника, насколько это возможно, ориентирована на коллективное, а не индивидуальное использование. Даже заказать цветомузыкальную композицию можно не на индивидуальный проигрывать, а в специальный зал для группового прослушивания.В мире будущего ведётся очень сложная политика сочетания частного и общественного.С одной стороны, людей буквально принуждают к общественной жизни, насколько возможно ограничивая их индивидуальную деятельность и времяпровождение.С другой стороны, людей подталкивают к соревновательности, развитию собственной индивидуальности, без чего невозможен прогресс. Кстати, возможно это делается как раз для того, чтобы ускорить угнетающе медленное развитие науки и техники.В-третьих, это не очевидно, но для мира Кольца в принципе характерно гипертрофированное развитие общественных наук. У Земли эпохи Великого кольца слишком своеобразное общественное устройство, но вот у Стругацких в "Полдень, XXII век" (1960 год), указывается, что "в Мировом Совете – шестьдесят процентов учителей и врачей". И это ещё по-божески – могло быть и 90%, а препарировавший творчество Стругацких Сергей Лукьяненко в дилогии "Звёзды – холодные игрушки" и вовсе описал диктатуру Наставников…В общем, некогда им точными и естественными науками заниматься. Они коммунизм строят…В-четвёртых, притормаживание развития автоматики вполне возможно связано и с необходимостью обеспечения занятости избыточной рабочей силы. Её видимо не так много, но проблема безработицы актуальна и для коммунистического общества и решать её логично методами плановыми. Хотя в "Туманности Андромеды" и жалуются на дефицит мест, где используется, преимущественно, ручной труд, его, всё же, достаточно много. При этом, так же как в СССР, существует определённый конфликт между сравнительно высоким уровнем образования и обилием низкоквалифицированного ручного труда. Который, хочешь – не хочешь, приходится передоверять автоматам. Потому упоминается "пояс автоматических заводов на границе между земледельческой и лесной зоной", но не уточняется, действительно ли "уборочные, опылительные и учетные машины" в сельском хозяйстве – тоже автоматы.Сразу вспоминаются колхозы, которые, не смотря на низкую производительность труда, выполняли важную функцию связывания избыточной рабочей силы. Правда, к концу существования СССР, людей приходилось в сельское хозяйство привлекать специальными программами…
https://ukraina.ru/20220820/1037657697.html
https://ukraina.ru/20220612/1034098800.html
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/08/0f/1037658186_0:0:2048:1536_1920x0_80_0_0_8ffa9c6b927fec65e9bcc04a82b3494d.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Василий Стоякин
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg
литература, ефремов, фантастика, эксклюзив, космос
Общим местом любого предисловия к произведениям Ивана Ефремова, посвящённым отдалённому будущему, является то, что "их объединяет вера в грандиозный технический прогресс человечества". И действительно – ведь в произведениях Ефремова описаны межзвёздные полёты с субсветовыми ("Туманность Андромеды") и сверхсветовыми ("Час быка") скоростями.
И, тем не менее, развитие науки и техники в мире "Великого кольца" вызывает определённые вопросы. Даже и сам Ефремов в предисловии к "Туманности Андромеды" пишет, что "исходил в расчётах из общей истории человечества, но не учёл темпов ускорения технического прогресса". И действительно – с современной точки зрения романы Ефремова выглядят каким-то стимпанком. По сути, всё описанное – вариации на тему вполне современной техники. А ведь речь идёт о развитии на протяжении тысячелетий…
Не будем останавливаться на особенностях межзвёздных перелётов – эта тема сугубо специальная. Отметим только, что в "Википедии" ефремовский "анамезон", на котором летают "Парус" и "Тантра", упоминается в контексте аннигиляционного фотонного привода. Но у Ефремова об аннигиляции ничего нет – у него вообще своя концепция антивещества, которое сосредоточено в антипространстве, названным им Тамасом, которое отделено от нашего пространства – Шакти, подпространством, в котором летают звездолёты прямого луча. Ну а без аннигиляции формирование кварк-глюонной плазмы требует внешнего притока энергии (кстати, золото для её образования действительно подходит).
Что до фотонных и ионных приводов, то они являются "планетарными" в том смысле, что подходят для полётов внутри планетарных систем. Для взлёта и посадки – нет. У них длительная, но слабая тяга.
Гораздо важнее те технические новшества, которые применяются на Земле.
С вычислительной техникой просто беда – на планете только три суперкомпьютера (возможно – с какими-то зачатками искусственного интеллекта). Доступны они далеко не для каждого учёного. Причём они такие громоздкие, что установить их на космический корабль невозможно и ими управляют дедовскими способами. Кстати, критики сомневались, что без компьютеров можно управлять межзвёздным кораблём с экипажем всего семь человек (именно столько космонавтов на звездолётах-танкеров второго класса).
То же касается автоматики и телемеханики – робот-андроид управляется рычагами на затылке (и это писалось во времена управляемых ракет!), а в качестве спутника связи используется огромная орбитальная станция с постоянным персоналом.
Спиральная дорога – просто электропоезд, причём довольно неторопливый – его скорость всего 200 км/ч (нормальная скорость японских "синкансэнов"), в то время как сейчас есть уже поезда со скоростью до 600 км/ч.
Спиролёты – просто сверхзвуковые (или, может быть, гиперзвуковые) самолёты. Кстати, в научно-популярных книгах конца 50-х – начала 60-х годов гиперзвуковые пассажирские самолёты считались техникой "недалёкого будущего".
Винтолёты – небольшие вертолёты, отличающиеся прискорбно низкой надёжностью. Хотя, конечно, Ефремов, организовав аварию винтолёта с Ведой Конг и Даром Ветром, просто хотел обеспечить им посещение палеонтологических раскопок. Другого предлога показать свою любимую науку он, видимо, не нашёл.
Служба доставки, в принципе, обычная пневмопочта, описанная ещё Героном Александрийским и впервые реализованная в 1792 году.
Видеотелефонная связь (не мобильная!) была впервые опробована в 1927 году в США. Кстати, у Стругацкихв повести "Путь на Амальтею", опубликованной всего тремя годами позже "Туманности Андромеды", мобильная связь уже есть… И речь там идёт о рубеже XX-XXI веков, т.е., тогда, когда она получила распространение в нашей реальности.
В общем, через две или три тысячи лет земляне продолжают совершенствовать ту технику, которая уже существовала при жизни Ефремова.
Казалось бы, что тут странного, если до этого изобретения и открытия требовали тысяч лет? Железные мечи были ещё у хеттов, но доменные печи начали строить только в XV веке. Это правда, но тут есть одно "но" – переход к научно-техническому рывку XVIII века потребовал радикальной перестройки мышления. Триста лет назад люди ещё представить себе не могли, что можно что-то открыть или исследовать. Самой мысли о подборе и сравнении фактов не возникало. Лучшее, что могло произойти – это восстановление путём проб и ошибок знаний, которые были "утеряны" после "золотого века". Собственно, такая логика и сейчас сохраняется – на этом стоит вся альтернативная история с рассказами о "развитых цивилизациях" прошлого.
Люди же Эры Кольца имеют вполне современное мышление. Они не останавливаются перед тем, чтобы делать изобретения и открытия. Собственно, главная тема "Туманности Андромеды" – открытие Рен Бозом принципа "прямого луча", которым уже активно пользуются в "Часе быка".
И, тем не менее, что-то людей будущего останавливает. Интересно, что? Думаем, дело тут не в недостатке фантазии самого Ефремова (хотя прогностическая фантазия действительно редкое явление), а в определённой идеологии.
Во-первых, нельзя забывать, что мир Великого Кольца – мир, переживший ядерную войну. Прямо о этом не говорится, но есть множество косвенных упоминаний о жестоких войнах в момент перехода к мировой системе социализма. В "Часе быка" описывается картина, изображающее морское сражение с использованием ядерного оружия.
Надо отметить, что тема ядерного оружия и радиоактивных отходов Ефремова очень интересовала. Этой теме, в частности, посвящены его рассказы "Адское пламя" (1954 год) и "Афанеор, дочь Ахархеллена" (1960 год). Надо понимать, что немалую часть времени, выделенную Ефремовым на прогресс, пришлось потратить на разгребание развалин и борьбу с лучевыми эпидемиями. Кстати, подчёркнутое внимание к происхождению детей и жёсткая политика деторождения могут быть и с этим связаны.
Во-вторых, обращает на себя внимание то, что техника, насколько это возможно, ориентирована на коллективное, а не индивидуальное использование. Даже заказать цветомузыкальную композицию можно не на индивидуальный проигрывать, а в специальный зал для группового прослушивания.
В мире будущего ведётся очень сложная политика сочетания частного и общественного.
С одной стороны, людей буквально принуждают к общественной жизни, насколько возможно ограничивая их индивидуальную деятельность и времяпровождение.
С другой стороны, людей подталкивают к соревновательности, развитию собственной индивидуальности, без чего невозможен прогресс. Кстати, возможно это делается как раз для того, чтобы ускорить угнетающе медленное развитие науки и техники.
В-третьих, это не очевидно, но для мира Кольца в принципе характерно гипертрофированное развитие общественных наук. У Земли эпохи Великого кольца слишком своеобразное общественное устройство, но вот у Стругацких в "Полдень, XXII век" (1960 год), указывается, что "в Мировом Совете – шестьдесят процентов учителей и врачей". И это ещё по-божески – могло быть и 90%, а препарировавший творчество Стругацких Сергей Лукьяненко в дилогии "Звёзды – холодные игрушки" и вовсе описал диктатуру Наставников…
В общем, некогда им точными и естественными науками заниматься. Они коммунизм строят…
В-четвёртых, притормаживание развития автоматики вполне возможно связано и с необходимостью обеспечения занятости избыточной рабочей силы. Её видимо не так много, но проблема безработицы актуальна и для коммунистического общества и решать её логично методами плановыми. Хотя в "Туманности Андромеды" и жалуются на дефицит мест, где используется, преимущественно, ручной труд, его, всё же, достаточно много. При этом, так же как в СССР, существует определённый конфликт между сравнительно высоким уровнем образования и обилием низкоквалифицированного ручного труда. Который, хочешь – не хочешь, приходится передоверять автоматам. Потому упоминается "пояс автоматических заводов на границе между земледельческой и лесной зоной", но не уточняется, действительно ли "уборочные, опылительные и учетные машины" в сельском хозяйстве – тоже автоматы.
Сразу вспоминаются колхозы, которые, не смотря на низкую производительность труда, выполняли важную функцию связывания избыточной рабочей силы. Правда, к концу существования СССР, людей приходилось в сельское хозяйство привлекать специальными программами…