https://ukraina.ru/20220510/1033930443.html
Война после войны. Как родилась легенда о встрече на Эльбе
Война после войны. Как родилась легенда о встрече на Эльбе - 13.07.2022 Украина.ру
Война после войны. Как родилась легенда о встрече на Эльбе
Историю Великой Победы когда-то рассказывали эпитетами. Теперь — существительными и глаголами. Легенд мало, нужна реконструкция событий. Ведь все известные фотографии — постановочные. В том числе сделанная в Торгау во время встречи частей 1-го Украинского фронта маршала Конева с американской 1-й армией генерала Ходжеса
2022-05-10T07:42
2022-05-10T07:42
2022-07-13T11:11
эксклюзив
война
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103386/22/1033862292_0:0:3080:1734_1920x0_80_0_0_272a497f56a7cece1a60e3372b431ea4.jpg
На ней старшие лейтенанты Уильям Робертсон из Техаса и Александр Сильвашко из Белоруссии.Плата за ужинФакт первый: фото постановочное. Репортажных нет просто потому, что сначала русские и американцы чуть не вступили в бой. 18 марта 1945 года американские истребители «Мустанг», сопровождавшие «летающие крепости» В-17, в районе Кюстрина по ошибке атаковали советские «Як-3» и сбили шесть из них. Двое пилотов погибли, не дожив до Победы всего ничего, от дружественного огня.Американцы также понесли потери, нарвавшись на самого Ивана Кожедуба в американской же «Аэрокобре». И когда войска союзников начали сходиться, в войска послали директиву: на участке встречи первым делом обустроить разграничительную линию, о наших планах и боевых задачах союзникам не сообщать, инициативу в организации дружеских встреч на себя не брать, к союзникам относиться приветливо. Никто этот приказ на местах не выполнил.В Торгау договорились опознавать друг друга по цветам ракет: наших по красной, американцев по зеленой. У будущего героя фотографии, лейтенанта Робертсона, ракет вообще не оказалось. Он, выбив дверь аптеки, намочил полотно марли зеленкой и вышел из положения.Факт второй: на этой фотографии должны были быть другие люди. На другом участке, 7-я рота 173-го полка 58-й Гвардейской дивизии во главе с гвардии лейтенантом Григорием Степановичем Голобородько (полтавским слесарем), встретившись с разведгруппой 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии во главе с первым лейтенантом Альбертом Коцебу (техасский студент), вообще ничем друг другу не сигнализировали. Американец немедленно нарушил приказ генерала Ходжеса «не сближаться», отвязал лодку и поплыл к русским через Эльбу с криками «Russia! America!».Бойцы же 1-го Украинского фронта, никаких ракет не запустив, побежали знакомиться с союзниками и немедленно, в нарушение директивы маршала Конева, предложили выпить и закусить. Никаких фото при этом никто не сделал.Грубо нарушая приказ и субординацию, лейтенант Голобородько, взяв на себя функции командующего фронтом, предложил лейтенанту Коцебу организовать официальную встречу через час несколькими километрами ниже по течению, у деревни Крейниц. Но Коцебу опоздал, потому что немного погодя встретился с другой красноармейской частью, и застолье откладывать уже не стали.Это было правильно, но за вс` надо платить: героями поистине исторической фотографии стали другие лейтенанты — Уильям Робертсон и Александр Сильвашко.Рождение легендыТри часа спустя после встречи Коцебу и Голобородько, уже в самом Торгау воины 2-го батальона 173-го полка, той же 58-й дивизии заметили, что с колокольни городской церкви какой-то человек в незнакомой форме и каске размахивает куском белой, вымазанной зеленым материи и что-то кричит. Думая, что сдаётся немец, гвардии лейтенант Сильвашко стал кричать ему по-немецки, но тот не понял.Намечался бой, в ход пошли предупредительные выстрелы, когда до ушей красноармейцев донеслось «Moscow! America!». Это был лейтенант Робертсон с добытой в аптеке марлей, вымазанной зеленкой.«Я нарушил приказ не удаляться дальше 10 км от авангарда. Чуть не плакал от досады: у меня не было зеленой ракеты. Забежал в аптеку, покрасил бинт зеленкой и, размахивая этим, стал кричать: «America! Moscow! Comrade!», — признавался он.Еще одна деталь той встречи, о которой много лет нельзя будет вспоминать. Разведчикам Робертсона помогли идентифицировать союзников пленные красноармейцы, захваченные во время наступления на Берлин, которых держали в Торгау, а потом бросили. Робертсон и Сильвашко, в отличие от Коцебу и Голобородько, действовали по протоколу: доложили вовремя и четко, Вот почему место их встречи до сих пор во всех учебниках истории считается пунктом первого официального контакта армий союзников во Второй мировой войне.С этого момента и начала самостоятельную жизнь легенда о «встрече на Эльбе».Ее отцы уже не полевые командиры и солдаты, а фотографы, журналисты и писатели. На следующий день в Торгау прибыли командиры 69-й американской и 58-й советской дивизий генералы Рейнгардт и Русаков в сопровождении своих офицеров и 65 журналистов, среди которых был писатель Константин Симонов. Спустя несколько часов в Вашингтоне и Москве были синхронно сделаны соответствующие заявления, ретранслированные Совинформбюро, голосом Левитана.После церемоний два лейтенанта, по-братски обнявшись, рука об руку вошли в Историю. Их фотографировали десятки военкоров, но прижизненную и посмертную славу принёс только один сотрудник журнала Life.Безусловно, у Уильяма Робертсона и Александра Сильвашко впоследствии была своя, собственная, частная биография. Американец стал нейрохирургом. Белорус пошёл учить детей в школу. На 30-летие Победы американца пригласили в СССР, где он встретился с советским братом по оружию. Пишут, что сердечность была впечатляющей. С того момента оба превратились в медийные фигуры.До самой смерти они работали живой легендой о «встрече на Эльбе».Человек, написавший легендуСоветский лётчик Иван Кожедуб, сбивший в небе над Германией 17 апреля 1945 года два американских «Мустанга», доложил об этом своему корпусному командиру, дважды Герою Советского Союза, генерал-лейтенанту Евгению Яковлевичу Савицкому. Ожидая реакции не без опаски, знаменитый ас и трижды Герой Советского Союза, услышал: «Никому не рассказывай. Эти победы — в счет будущей войны».Так оно и случилось. Пять лет спустя 324-я дивизия ВВС СССР, которой командовал генерал Кожедуб, в составе 64-го истребительного авиационного корпуса, бил американцев, в небе над Кореей. И к двум первым «Мустангам» добавил еще 216 самолетов ВВС США. Символично, что накануне корейской войны, где сражались друг с другом бывшие союзники, легенда о встрече на Эльбе была, как выражаются сегодня, «брендирована».В 1949 году на экраны вышел кинофильм «Встреча на Эльбе». Он был частью военной сталинианы о Второй мировой войне. Но уже не той, которая была в реальности, а другой, о которой в Большой Советской энциклопедии второго издания 1949 года было написано, что выиграл ее Советский Союз. В 1941-м, в «Боевом киносборнике №4» советская кинозвезда Любовь Орлова играла повзрослевшую письмоносицу Стрелку из довоенного мега-популярного фильма «Волга-Волга». В гимнастёрке и пилотке, она говорила: «С нами могущественные, передовые страны мира — Америка и Англия!»В послевоенной картине «Встреча на Эльбе» Стрелка-Орлова играла уже американскую шпионку, агента ЦРУ, которая строит козни честным главным героям — майорам Кузьмину и Хиллу, русскому и американцу. Это клюква, но она была фоном куда более грозных и реальных событий.Отношения бывших союзников стали враждебными, они стали врагами и перестали упоминать друг друга в учебниках по истории Второй мировой. Но новую реальность писали участники совсем не киношной встречи на Эльбе. Кроме Константина Симоноваё в побежденный Рейх прибыл еще один легендарный писатель и творец советских культурных мифов — Лев Шейнин. Следователь по особо важным делам прокуратуры, он участвовал во всех процессах Большой чистки. Он подлежал ликвидации и несколько раз его хотели расстрелять. Но спас литературный талант.Сталин, по легенде, вычеркивал Шейнина из расстрельных списков, замечая: «Хорошо пишет». И биография Льва Романовича всякий раз совершала очередной кульбит, вынося его из барака колымского лагеря Севвостлага в кабинет начальника следственного отдела Прокуратуры СССР.В 1945 году ему поручено дело особой важности: работа в составе советских прокуроров на Нюрнбергском процессе.Вернувшись, Лев Шейнин удостоен еще большего и куда более ответственного задания исторического значения. Он садится за сценарий фильма о сталинской версии встречи союзников на Эльбе. За работу над картиной и создание легенды Лев Романович получил Сталинскую премию. Но его имени в титрах фильма нет. Потому что судьба отца культурного мифа сделала новое сальто: в 1949-м, когда картина вышла на экраны, начальник следственного отдела Прокуратуры СССР Лев Шейнин уволен из органов, а в 1951-м арестован.Его снова собирались расстрелять. Но умер Сталин, в ноябре 1953-го Льва Шейнина освобождают. Больше в тюрьму он не вернётся. Но и в свою опасную работу тоже: до конца жизни его сослали «в писатели». Именно там Лев Романович создал последний в своей жизни миф: о советском уголовном розыске. Сериал «Следствие ведут знатоки», который популярен до сих пор — это его работа. А книга «Записки следователя» — до сих пор бестселлер.Мифы и реальностьВажно понимать, что предметом мифа была интерпретация событий, а не сами события. Эпитеты, а не существительные и глаголы. Встреча на Эльбе в сталинском кино была показана именно так, как она произошла на самом деле. Соблюдены все детали костюмов, моды и униформ. Актёры портретно похожи на прототипов. Были прототипы и у героини Любови Орловой. Просто эти люди были засекречены, и еще не была опубликована книга «Правда об американских дипломатах» Аннабеллы Бюкар, сотрудницы Госдепа и перебежчицы в Советский Союз.Да-да: перебежчики были не только со стороны СССР. Благодаря Бьюкар органы госбезопасности разоблачили и выслали из Москвы реальную американскую шпионку, агента ЦРУ, Анну Луизу Строгайт — прямой прототип героини Любови Орловой, «журналистки» Джанет Шервуд.Не только СССР пытался проникнуть под прикрытием союза в войне против Гитлера в секреты США. Этим широко занимался хозяин резиденции Спасо-Хаус в бывшем особняке русского миллионера Николая Александровича Второва, по Спасопесковскому переулку в Москве.Посольство США вело активную разведывательную деятельность, и целью этой работы была война после войны. Но это уже другая история.
https://ukraina.ru/20210509/1031269555.html
https://ukraina.ru/20210509/1031283895.html
https://ukraina.ru/20210508/1031276657.html
https://ukraina.ru/20210508/1031275880.html
https://ukraina.ru/20210512/1031333892.html
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/103386/22/1033862292_175:0:2906:2048_1920x0_80_0_0_dc79c8758fae96102af09baeb1d0c35e.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
эксклюзив, война
На ней старшие лейтенанты Уильям Робертсон из Техаса и Александр Сильвашко из Белоруссии.
Факт первый: фото постановочное. Репортажных нет просто потому, что сначала русские и американцы чуть не вступили в бой. 18 марта 1945 года американские истребители «Мустанг», сопровождавшие «летающие крепости» В-17, в районе Кюстрина по ошибке атаковали советские «Як-3» и сбили шесть из них. Двое пилотов погибли, не дожив до Победы всего ничего, от дружественного огня.
Американцы также понесли потери, нарвавшись на самого Ивана Кожедуба в американской же «Аэрокобре». И когда войска союзников начали сходиться, в войска послали директиву: на участке встречи первым делом обустроить разграничительную линию, о наших планах и боевых задачах союзникам не сообщать, инициативу в организации дружеских встреч на себя не брать, к союзникам относиться приветливо. Никто этот приказ на местах не выполнил.
В Торгау договорились опознавать друг друга по цветам ракет: наших по красной, американцев по зеленой. У будущего героя фотографии, лейтенанта Робертсона, ракет вообще не оказалось. Он, выбив дверь аптеки, намочил полотно марли зеленкой и вышел из положения.
Факт второй: на этой фотографии должны были быть другие люди. На другом участке, 7-я рота 173-го полка 58-й Гвардейской дивизии во главе с гвардии лейтенантом Григорием Степановичем Голобородько (полтавским слесарем), встретившись с разведгруппой 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии во главе с первым лейтенантом Альбертом Коцебу (техасский студент), вообще ничем друг другу не сигнализировали. Американец немедленно нарушил приказ генерала Ходжеса «не сближаться», отвязал лодку и поплыл к русским через Эльбу с криками «Russia! America!».
Бойцы же 1-го Украинского фронта, никаких ракет не запустив, побежали знакомиться с союзниками и немедленно, в нарушение директивы маршала Конева, предложили выпить и закусить. Никаких фото при этом никто не сделал.
Грубо нарушая приказ и субординацию, лейтенант Голобородько, взяв на себя функции командующего фронтом, предложил лейтенанту Коцебу организовать официальную встречу через час несколькими километрами ниже по течению, у деревни Крейниц. Но Коцебу опоздал, потому что немного погодя встретился с другой красноармейской частью, и застолье откладывать уже не стали.
Это было правильно, но за вс` надо платить: героями поистине исторической фотографии стали другие лейтенанты — Уильям Робертсон и Александр Сильвашко.
Три часа спустя после встречи Коцебу и Голобородько, уже в самом Торгау воины 2-го батальона 173-го полка, той же 58-й дивизии заметили, что с колокольни городской церкви какой-то человек в незнакомой форме и каске размахивает куском белой, вымазанной зеленым материи и что-то кричит. Думая, что сдаётся немец, гвардии лейтенант Сильвашко стал кричать ему по-немецки, но тот не понял.
Намечался бой, в ход пошли предупредительные выстрелы, когда до ушей красноармейцев донеслось «Moscow! America!». Это был лейтенант Робертсон с добытой в аптеке марлей, вымазанной зеленкой.
«Я нарушил приказ не удаляться дальше 10 км от авангарда. Чуть не плакал от досады: у меня не было зеленой ракеты. Забежал в аптеку, покрасил бинт зеленкой и, размахивая этим, стал кричать: «America! Moscow! Comrade!», — признавался он.
Еще одна деталь той встречи, о которой много лет нельзя будет вспоминать. Разведчикам Робертсона помогли идентифицировать союзников пленные красноармейцы, захваченные во время наступления на Берлин, которых держали в Торгау, а потом бросили. Робертсон и Сильвашко, в отличие от Коцебу и Голобородько, действовали по протоколу: доложили вовремя и четко, Вот почему место их встречи до сих пор во всех учебниках истории считается пунктом первого официального контакта армий союзников во Второй мировой войне.
С этого момента и начала самостоятельную жизнь легенда о «встрече на Эльбе».
Ее отцы уже не полевые командиры и солдаты, а фотографы, журналисты и писатели. На следующий день в Торгау прибыли командиры 69-й американской и 58-й советской дивизий генералы Рейнгардт и Русаков в сопровождении своих офицеров и 65 журналистов, среди которых был писатель Константин Симонов. Спустя несколько часов в Вашингтоне и Москве были синхронно сделаны соответствующие заявления, ретранслированные Совинформбюро, голосом Левитана.
После церемоний два лейтенанта, по-братски обнявшись, рука об руку вошли в Историю. Их фотографировали десятки военкоров, но прижизненную и посмертную славу принёс только один сотрудник журнала Life.
Безусловно, у Уильяма Робертсона и Александра Сильвашко впоследствии была своя, собственная, частная биография. Американец стал нейрохирургом. Белорус пошёл учить детей в школу. На 30-летие Победы американца пригласили в СССР, где он встретился с советским братом по оружию. Пишут, что сердечность была впечатляющей. С того момента оба превратились в медийные фигуры.
До самой смерти они работали живой легендой о «встрече на Эльбе».
Человек, написавший легенду
Советский лётчик Иван Кожедуб, сбивший в небе над Германией 17 апреля 1945 года два американских «Мустанга», доложил об этом своему корпусному командиру, дважды Герою Советского Союза, генерал-лейтенанту Евгению Яковлевичу Савицкому. Ожидая реакции не без опаски, знаменитый ас и трижды Герой Советского Союза, услышал: «Никому не рассказывай. Эти победы — в счет будущей войны».
Так оно и случилось. Пять лет спустя 324-я дивизия ВВС СССР, которой командовал генерал Кожедуб, в составе 64-го истребительного авиационного корпуса, бил американцев, в небе над Кореей. И к двум первым «Мустангам» добавил еще 216 самолетов ВВС США. Символично, что накануне корейской войны, где сражались друг с другом бывшие союзники, легенда о встрече на Эльбе была, как выражаются сегодня, «брендирована».
В 1949 году на экраны вышел кинофильм «Встреча на Эльбе». Он был частью военной сталинианы о Второй мировой войне. Но уже не той, которая была в реальности, а другой, о которой в Большой Советской энциклопедии второго издания 1949 года было написано, что выиграл ее Советский Союз. В 1941-м, в «Боевом киносборнике №4» советская кинозвезда Любовь Орлова играла повзрослевшую письмоносицу Стрелку из довоенного мега-популярного фильма «Волга-Волга». В гимнастёрке и пилотке, она говорила: «С нами могущественные, передовые страны мира — Америка и Англия!»
В послевоенной картине «Встреча на Эльбе» Стрелка-Орлова играла уже американскую шпионку, агента ЦРУ, которая строит козни честным главным героям — майорам Кузьмину и Хиллу, русскому и американцу. Это клюква, но она была фоном куда более грозных и реальных событий.
Отношения бывших союзников стали враждебными, они стали врагами и перестали упоминать друг друга в учебниках по истории Второй мировой. Но новую реальность писали участники совсем не киношной встречи на Эльбе. Кроме Константина Симоноваё в побежденный Рейх прибыл еще один легендарный писатель и творец советских культурных мифов — Лев Шейнин. Следователь по особо важным делам прокуратуры, он участвовал во всех процессах Большой чистки. Он подлежал ликвидации и несколько раз его хотели расстрелять. Но спас литературный талант.
Сталин, по легенде, вычеркивал Шейнина из расстрельных списков, замечая: «Хорошо пишет». И биография Льва Романовича всякий раз совершала очередной кульбит, вынося его из барака колымского лагеря Севвостлага в кабинет начальника следственного отдела Прокуратуры СССР.
В 1945 году ему поручено дело особой важности: работа в составе советских прокуроров на Нюрнбергском процессе.
Вернувшись, Лев Шейнин удостоен еще большего и куда более ответственного задания исторического значения. Он садится за сценарий фильма о сталинской версии встречи союзников на Эльбе. За работу над картиной и создание легенды Лев Романович получил Сталинскую премию. Но его имени в титрах фильма нет. Потому что судьба отца культурного мифа сделала новое сальто: в 1949-м, когда картина вышла на экраны, начальник следственного отдела Прокуратуры СССР Лев Шейнин уволен из органов, а в 1951-м арестован.
Его снова собирались расстрелять. Но умер Сталин, в ноябре 1953-го Льва Шейнина освобождают. Больше в тюрьму он не вернётся. Но и в свою опасную работу тоже: до конца жизни его сослали «в писатели». Именно там Лев Романович создал последний в своей жизни миф: о советском уголовном розыске. Сериал «Следствие ведут знатоки», который популярен до сих пор — это его работа. А книга «Записки следователя» — до сих пор бестселлер.
Важно понимать, что предметом мифа была интерпретация событий, а не сами события. Эпитеты, а не существительные и глаголы. Встреча на Эльбе в сталинском кино была показана именно так, как она произошла на самом деле. Соблюдены все детали костюмов, моды и униформ. Актёры портретно похожи на прототипов. Были прототипы и у героини Любови Орловой. Просто эти люди были засекречены, и еще не была опубликована книга «Правда об американских дипломатах» Аннабеллы Бюкар, сотрудницы Госдепа и перебежчицы в Советский Союз.
Да-да: перебежчики были не только со стороны СССР. Благодаря Бьюкар органы госбезопасности разоблачили и выслали из Москвы реальную американскую шпионку, агента ЦРУ, Анну Луизу Строгайт — прямой прототип героини Любови Орловой, «журналистки» Джанет Шервуд.
Не только СССР пытался проникнуть под прикрытием союза в войне против Гитлера в секреты США. Этим широко занимался хозяин резиденции Спасо-Хаус в бывшем особняке русского миллионера Николая Александровича Второва, по Спасопесковскому переулку в Москве.
Посольство США вело активную разведывательную деятельность, и целью этой работы была война после войны. Но это уже другая история.