После недавней кончины Олбрайт правительства, учреждения и общественные деятели опубликовали бесчисленные заявления, прославляющие политика-«новатора», первую женщину, занявшую пост государственного секретаря, пишет проживающий в США иракский журналист Ахмед Тваидж.
Например, экс-президент Билл Клинтон, при котором Олбрайт занимала высокий пост, назвал её «страстным борцом за свободу, демократию и права человека». А президент Джо Байден заявил, что она «всегда была силой добра, милосердия, порядочности и свободы».
Но автор выражает противоположное мнение о покойной.
Для него имя Олбрайт всегда будет связано с ужасными санкциями, которые она вводила против Ирака, уже опустошённого к тому времени годами войны.
«Миллионы ни в чем не повинных иракцев ужасно пострадали, а сотни тысяч погибли из-за санкций, которые, в конце концов, не достигли почти ни одной из политических целей Вашингтона», — указывает журналист.
Далее он напоминает про интервью Олбрайт, которое она дала программе CBS 60 Minutes в 1996 году. Тогда журналистка Лесли Шталь спросила Олбрайт, бывшую в то время представителем США при ООН, о катастрофическом воздействии санкций, введённых после вторжения Ирака в Кувейт, на иракское население.
«Мы слышали, что погибло полмиллиона [иракских] детей. То есть, это больше детей, чем погибло в Хиросиме. И, вы знаете, стоит ли оно того?»
«Я думаю, что это очень тяжёлый выбор, но цена — мы думаем, что она того стоила», — ответила Олбрайт.
«Она продемонстрировала, не оставляя места ни малейшим сомнениям, что в ней нет человечности, и что её нельзя и никогда не будет нельзя назвать "силой добра, милосердия и порядочности"», — добавляет он.
США ввели санкции против Ирака, чтобы наказать режим Саддама Хусейна, но от них пострадали ни в чём не повинные мирные жители, а не должностные лица режима. Санкции толкнули и без того испытывающие лишения народные массы в ещё большую нищету, но лишь незначительно затронули богатых иракцев, увеличив, таким образом, разрыв в уровне благосостояния различных слоёв населения страны.
Несмотря на санкции, президент Хусейн и его ближайшее окружение продолжали вести роскошный образ жизни, отмечает автор.
По оценкам, к 2003 году почти полтора миллиона иракцев, в основном дети, умерли в результате санкций. И такой результат не удивителен.
В августе 1990 года резолюцией 661 Совета Безопасности ООН в отношении Ирака было введено полное финансовое и торговое эмбарго.
Ираку на несколько лет запретили не только экспортировать нефть (его основной источник доходов) на мировой рынок, но и импортировать продукцию из-за рубежа.
Этот запрет включал медицинское оборудование и лекарства, что приводило к неизмеримым страданиям простых иракцев, но не оказывало непосредственного давления на режим Хусейна, отмечает автор.
Для примера он цитирует статью британского профессора Кароля Сикоры, опубликованную в 1999 году в Британском медицинском журнале.
«Заказы оборудования для лучевой терапии, препаратов для химиотерапии и болеутоляющих средств постоянно блокируются американскими и британскими советниками [Комитета по санкциям ООН]. Кажется, существует довольно нелепое представление о том, что такие препараты могут быть преобразованы в химическое или другое оружие», — объяснил профессор Сикора, бывший в то время главой программы ВОЗ по борьбе с раком.
Автор статьи напоминает, что, по данным ЮНИСЕФ, до 200 детей в возрасте до 5 лет ежедневно умирали в Ираке в результате вызванной санкциями нехватки продуктов питания и медикаментов.
«В течение многих лет несколько должностных лиц ООН подали в отставку в знак протеста против пагубной, неэффективной и убийственной политики санкций, но Олбрайт, "страстный борец за свободу, демократию и права человека", считала, что всё это "того стоит"», — возмущается автор.
Таким образом, годы страданий были напрасными — санкции не принесли ничего, кроме изнурения миллионов иракцев, которые никак не могли повлиять на действия своих правителей, указывает журналист.
«Итак, прежде чем писать или публиковать статьи об Олбрайт и о том, как прекрасно видеть, как женщины раздвигают границы… в политике, найдите минутку, чтобы узнать, что она решила делать с той властью, которая у неё была, как она поддержала разорение и страдания моего народа», — рекомендует он западным коллегам.
Сегодня, когда введённые против Венесуэлы санкции по-прежнему приводят к смерти тысяч людей из беднейших слоёв населения страны, а требования ужесточить санкции в отношении России звучат всё громче, нельзя оправдывать «ошибки» Олбрайт, указывает автор.