Третьего сентября 12 горняков первой, ночной смены шахты "Октябрьская" по добыче железной руды остались под землей на глубине 1,2 км на расстоянии около 2 км от шахтного ствола. К протестующим присоединились работники второй, утренней смены. Администрация не успела их перехватить — они спустились в шахту.
Бастующих поддержали шахтеры других предприятий, и по состоянию на 8 сентября под землей находится почти 400 шахтеров шахт «Гвардейская», «Терновская», «Родина» и «Октябрьская».
Поддержать коллег подземными и наземными митингами готовы и работники других предприятий Кривого Рога. Они уже объявили "итальянскую забастовку".
Сколько платят шахтёрам
В Советском Союзе отношение к шахтёрскому труду отличалось кардинальным образом. Это была чуть ли не самая уважаемая и высокооплачиваемая часть рабочих, своего рода элита рабочего класса. Если среднестатистическая советская зарплата составляла 259 рублей, то шахтёры могли получать и 1000 рублей в месяц.
Относительно невысокими были заработки донецких горняков, около 500 рублей, но и это были по тем временам очень приличные деньги. Но особой зависти это не вызывало, ведь эти люди ежедневно рисковали здоровьем и жизнью. Все понимали, что у шахтёров не только самые высокие заработки и ранняя пенсия, но и самые вредные условия труда, высокий травматизм, смертность, риск получения инвалидности.
Всё познаётся в сравнении, поэтому сопоставим современные доходы шахтёров Украины с зарплатами горняков других стран. Следует также помнить, что условия труда в США и странах Европы лучше, чем в украинских шахтах.
В 2019 году средняя зарплата шахтера на Украине составила 15 тысяч гривен ($600). При этом из 52 тысяч человек, работающих в угольной отрасли страны, большинство работников страдает от многомесячных задержек выплаты зарплаты.
Чуть меньше получают шахтёры Германии, но всё равно такие зарплаты украинским шахтёрам только снились. Немецкие горняки получают примерно 3,5 тысячи евро в месяц, что в украинской национальной валюте приблизительно равно 114 тыс. грн.
Курс — на закрытие шахт
По состоянию на начало 2020 года на Украине насчитывается 148 шахт, из них 102 — государственные. Большая часть шахт расположена на неподконтрольной Украине территории (67), еще 2 шахты — не действуют. Таким образом, сейчас в стране работают 33 госшахты. При этом только 4 считаются рентабельными. По итогам 2019 года, из 31,2 млн тонн угля, выданного на-гора на Украине, 2,7 млн т было добыто на госшахтах, 24,5 млн тонн — на шахтах ДТЭК.
На реструктуризацию угольной отрасли в госбюджете-2019 было заложено 2,6 млрд (7,15 млрд руб.), в 2020-м — 3,6 млрд грн (9,9 млрд руб.). Кроме того, последние три года средства выделяют и на ликвидацию неперспективных угледобывающих предприятий.
Ранее премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявлял, что из 33 шахт — 22 являются бесперспективными и рано или поздно закроются.
Предыдущее правительство в рамках реформирования угольной отрасли намеревалось сократить около 30% неприбыльных шахт. Правда, так этого и не сделало. Ведь закрытие шахты — это сложный и дорогостоящий проект. К тому же для уволенных шахтеров нужно создавать новые рабочие места, а с этим у любого украинского правительства всегда были проблемы.
В середине апреля 2020 года в Министерстве энергетики сообщили, что не будут закрывать новые убыточные шахты, этот процесс могут продолжить в следующем году. Тогда же планируют принимать решение о возможной продаже некоторых государственных шахт.
"Неоднократные встречи с горняками показали нашу общую готовность к осуществлению изменений с целью комплексного решения проблемных вопросов угледобывающей отрасли. Европейские условия и безопасность труда, надлежащая заработная плата, безубыточность угольных предприятий — это ориентиры для нашей дальнейшей совместной работы", — отметил глава Кабмина.
По словам премьера, основа реформы угольной отрасли и стратегия по выведению ее из кризиса будет базироваться на "Концепции и Национальной программы справедливой трансформации угольных регионов", а также на внедрении пилотного проекта трансформации угольных шахт.
"Правительство будет делать все эти шаги, чтобы в шахтерской отрасли ситуация улучшилась. Со своей стороны, мы делаем все возможное, чтобы не было долгов по зарплате, как это было в прошлые годы. Этим вопросом лично занимается президент", — добавил Шмыгаль.
Реформа государственной угледобычи по сути сводилась к дерегуляции, приватизации и закрытию.
Новый план "реформы" угольной промышленности от Кабмина Шмыгаля мало чем отличается от замыслов предшественников. Реформаторское ноу-хау нового правительства заключается лишь в том, что закрытие отечественной угледобычи будет осуществляться за счет западных кредитов и при технической поддержке многочисленных "партнеров" Украины.
Добыча продолжает снижаться
И это при том, что Украина располагает 4% мировых запасов угля и находится на 7-м месте в мире по этому показателю, согласно рейтингу Statistical Review of World Energy. Капиталовложения в угольную отрасль могли бы обеспечить устойчивое развитие украинской энергетической отрасли и гарантировать энергетическую безопасность страны.
С утратой контроля над шахтами Донбасса Украина превратилась из экспортера в импортёра угля. Согласно данным таможни, за 7 месяцев текущего года на Украину было импортировано 10,3 млн тонн угля. Крупнейшими поставщиками являлись Россия, США и Казахстан. Импорт угля из России в денежном выражении за семь месяцев 2020 года составил $660,9 млн (60,2%), из США — $334,1 млн (30,4%). Из Казахстана Украина импортировала уголь на $67,24 млн (6%). Из других стран было импортировано угля на сумму $36,6 млн.
«Ни у одного из последних правительства Украины не было ни знаний, ни политической воли, чтобы объяснить обществу, и прежде всего жителям шахтерских регионов, глобальные изменения на мировом рынке угля и провести необходимую трансформацию в украинской промышленности.
Ну не может украинский уголь Донбасса и Львовско-Волынского угольного бассейна добычи шахтным способом, да еще и при истощении запасов реально конкурировать в ценах с зарубежной добычей карьерным способом, даже с учетом необходимости больших затрат на морскую или железнодорожную логистику. Именно поэтому сейчас, во время коронакризиса и снижения объемов промпроизводства и потребления электроэнергии в мире, уголь украинской добычи стоит около $70 за тонну, а в условном «Роттердаме» — около $35 за тонну», — считает экономический аналитик Александр Рябоконь.
«А то, что удастся — как надолго? А ведь шахты — преимущественно градообразующие предприятия, и это уже сегодня огромная социально-демографическая и экономическая проблема. Зато удобная тема для политических манипуляций и удивительной эквилибристики в растаскивании скудеющих средств государственного бюджета», — сказал Рябоконь.