- Владимир, почему, на ваш взгляд, Зеленский решил внести этот законопроект именно сейчас?
— Он, конечно, готовился раньше. Впервые о планах подготовить такой конституционный законопроект было заявлено еще в июле, а первоначальный проект был еще в октябре, насколько я знаю. Но с учетом того, что планировался саммит лидеров стран «нормандской четверки» в Париже, видимо, была такая идея: заявить позицию о том, что не особый статус для Донбасса будет закреплен в Конституции, а децентрализация для всех. И после этого уже подать сам законопроект. Но, насколько я понимаю, в Париже эта тема почти не обсуждалась, у Зеленского решили, что уже нет смысла тянуть, потому что конституционная процедура будет точно длительная: сейчас нужно направить в Конституционный суд этот законопроект, потом согласовать в первом чтении, а на следующей сессии во втором чтении. То есть этот процесс займет около полугода, не меньше.
- В СМИ проект Зеленского уже называют не децентрализацией, а укреплением президентской вертикали. Как вы оцениваете содержание документа?
— На самом деле этот проект учитывает необходимость административной децентрализации — финансовая децентрализация уже произошла. Что имеется в виду: функции исполнительной власти должны перейти органам местного самоуправления. Но с учетом трагического опыта 2014 года, а также с учетом рисков того, что бесконтрольная децентрализация может привести к потере контроля над местной властью, а это чревато большими рисками, особенно в условиях противостояния с Россией и общей политической ситуации в стране. Об этом, кстати, говорили многие эксперты — что нужно все-таки сохранить влияние центра. Поэтому и у Петра Порошенко, и у Владимира Зеленского была такая норма: если орган местного самоуправления примет неконституционное или антиконституционное решение, выходит за сферу своих полномочий, то представитель президента, префект, может приостановить это решение, если подтвердится его неконституционность. Тогда этот орган власти может быть распущен. Это реакция на трагический опыт 2014 года, и я считаю, что это абсолютно оправданная позиция. Здесь используется международный опыт, в частности, французский. Префекты, насколько я понимаю, будут иметь такие же полномочия, как префекты во Франции.
- С чьими полномочиями можно сравнить полномочия префекта? Это не губернатор, не мэр…
У нас сейчас вообще наблюдается тенденция к возвращению к президентско-парламентской модели. В этом проекте она тоже прослеживается.
- В законопроекте практически не упоминается особый статус Донбасса. Он фактически позволяет президенту избежать принятия дополнительных изменений в Конституцию. Можно ли это назвать реализацией Минских соглашений?
— Если перечитать соответствующий пункт Минских соглашений, то там не сказано прямо о закреплении особого статуса ОРДЛО. Там говорится, что необходимо внести изменения в Конституцию, ключевым элементом которых будет децентрализация. В этом пункте абсолютно точное соответствие Минским соглашениям. А дальше уже, в скобках, говорится о необходимости особого статуса ОРДЛО. И как это часто бывает, каждая из сторон трактует это по-своему. Москва трактует, что нужно закрепить и особый статус в Конституции, хотя прямо об этом не говорится, Киев считает, что достаточно закона. Порошенко допустил ошибку, он согласился на необходимость закрепления особого статуса в Конституции, и это закончилось трагически. Как тогда, так и сейчас совершенно очевидно, и Зеленский об этом сказал в Париже — 300 голосов за такую норму не будет. Можно думать все что угодно, но эта норма невыполнима — провести ее через парламент и закрепить в Конституции невозможно. За это не будет голосовать даже значительная часть депутатов от «Слуги народа». И Зеленский тоже это понимает.