«Я не исключаю ни пассажирского, ни грузового сообщения. У нас очень много работы, которую нужно сделать, чтобы восстановить это сообщение. Безусловно, если есть инфраструктура, здесь не сложно посчитать, где есть автомобильные дороги, где есть железнодорожные пути, и где вообще возможен переход людей. Но не только. Есть определенные участки, которые не связаны непосредственно с переходами», — сказал он.
Данную мысль в МИД Украины озвучивали и ранее, приурочивая такую возможность к завершению восстановления моста в Станице Луганской в Луганской области. Тогда же этот план одобрили в Совете Федерации.
«Заявление вполне нормальное и здравомыслящее. Если Украина по-прежнему считает данные территории своими, она должна стремиться к налаживанию связи, в том числе к восстановлению транспортной логистики», — отмечал первый зампред комитета Совфеда по международным делам Владимир Джабаров.
- Владимир, как вы считаете, помимо чисто гуманитарного и экономического смысла восстановление ж/д и автомобильного сообщения с отдельными районами Донецкой и Луганской областей имеет политический смысл?
— Пока нет. Причем это не решение или идея Пристайко, это позиция президента Зеленского, Пристайко ее лишь озвучивает. Можно найти политический смысл в том, что это показывает реальную готовность Украины к реинтеграции Донбасса, к тому, чтобы эти территории вернулись в политико-правовое поле Украины, в социально-экономическое поле Украины. Проблема в другом: пока такой готовности не наблюдается с противоположной стороны.
- Вы отметили, что это позиция Зеленского. Как вы считаете, почему при нем появилась возможность восстановления связей с ОРДЛО, а при его предшественнике Петре Порошенко эти связи были разрушены?
— Зеленский не человек конфликта, он человек мира. И он искренне хочет мира и преодоления конфликта на Донбассе. Но подчеркну одну важную вещь, которую не всегда понимают в Москве, — не любой ценой и не на российских условиях. Надо искать компромисс. Но то, что он готов идти на такие компромиссы — конструктивные, взаимоприемлемые компромиссы, — подтверждает в том числе и его позиция по восстановлению транспортного сообщения.
Но напомню справедливости ради: парадокс конфликта на Донбассе состоит в том, что вплоть до 2017 года там ведь было транспортное сообщение — не в полном объеме, но было. И автомобильное, кстати, сохраняется: его, допустим, нет по разным причинам в Луганской области. А на территории Донецкой области, насколько я знаю, несколько пунктов переходов с автомобильным сообщением функционируют.
Кстати, именно эти люди на сегодня, на мой взгляд, являются главными противниками реинтеграции Донбасса и поиска реального выхода из конфликта.
- Вы сказали, что по-прежнему сохраняется частичное сообщение с ОРДЛО, но полное восстановление предполагает со временем и восстановление экономических связей, что противоречит некоторым законодательным актам времен Порошенко. Как вы считаете, возможен ли пересмотр этих законов?
Что касается восстановления экономических связей, могу сказать только одно: команда Зеленского к этому готова. И думаю, что это могло бы быть выходом из нынешнего тупика в переговорах, потому что украинская сторона настаивает на том, что надо сначала выполнять меры безопасности, а Россия настаивает, что нет — сначала политическая часть.
Выходом из этого противоречия может быть приоритетное развитие экономических, социальных связей между двумя частями Донбасса. Это возможно, но возможно только в неформальной, неофициальной форме. Ни на какое официальное признание двух сепаратистских республик Украина не пойдет.
От редакции. В целом соглашаясь с рядом позиций политолога Фесенко, например, о том, что приоритетом необходимо признать восстановление социальных и экономических отношений с непризнанными (по терминологии Фесенко "сепаратистскими") республиками, все-таки мы имеем несколько иную точку зрения по другим затрагиваемым вопросам. Например, Фесенко, упрекая противоположную сторону (ЛДНР) в незаконном захвате украинских предприятий, как и в предыдущих данных нам интервью, игнорирует несколько важных фактов.
1. Донбасс стал "сепаратистким" не до, а после агрессивных заявлений антирусского характера радикальной политической группировки в Киеве, захватившей власть в стране путем государственного переворота в феврале 2014 года. Посчитав такую власть нелигитимной, Донбасс и решил ее не признавать, что привело в конечном итоге страну к гражданской войне.
2. Под захватом "украинских предприятий в Донбассе", видимо, понимается частичная национализация предприятий Донбасса, брошенных своими владельцами или отказавшихся платить налоги в местный бюджет, а так же выплата задолженности по зарплатам, налогам и счетам этих предприятий, оставленных без денежных средств и управления со стороны владельцев.
3. Что касается обвинений в адрес ОРДЛО в нежелании возвращаться в Украину, так в этом есть немалая доля правды. Трудно возвращаться в страну, которая первая стала применять против гражданского населения военную авиацию, установки "Град", ияжелую артиллерию и минометы. Теперь весь этом комплекс негатива центральной украинской власти во взаимоотношениях с Донбассом придется напряженно преодолевать.