- Владимир, как вы считаете, чем может быть чревато возвращение Александа Онищенко на Украину для экс-президента и его окружения? Насколько, с вашей точки зрения, украинское общество готово к реальной очистке от коррупции?
— Давайте определимся сразу, говорить о каком-то убойном компромате от Александра Онищенко просто смешно. Во-первых, он уже выбрасывал в сеть свои материалы из тех «чемоданов компромата на Петра Порошенко», которые у него якобы есть. И что? Ровно никакого эффекта это не произвело. При этом сами записи были очень плохого качества и что-либо разобрать на них весьма непросто.
Во-вторых, мне кажется, что какие-то сведения у него действительно есть, вот только насколько они будут интересны следствию — большой вопрос. Не стоит забывать, что Онищенко уже написал книжку на основе своего компромата, она даже есть в Украине, но бестселлером явно не стала. Все его опубликованные материалы пока, по крайней мере, никак не повлияли на политическую жизнь Украины.
Онищенко, без сомнения, будет пытаться «купить» себе свободу (он сам под уголовным делом, почему, собственно, его и арестовали), предоставляя компромат на бывшего президента. Но при этом нужно понимать, что для Петра Порошенко гораздо большей угрозой может быть реальное расследование коррупционной деятельности правоохранительными органами Украины, чем публикация различных «прослушек».
Кроме того, чисто процессуально, по украинскому законодательству, суд может принять только записи, которые произведены правоохранителями и по решению суда, все остальное не является для суда уликой.
А вот где действительно может быть ценность Онищенко, так это если он будет в процессе подобного расследования официально свидетельствовать о коррупционных преступлениях Порошенко. То есть единственная ценность беглого депутата — быть свидетелем. Он же утверждал, что Порошенко передавал ему деньги для подкупа депутатов, так пусть это скажет под присягой в ГПУ, НАБУ или любом другом антикоррупционном государственном органе.
- На ваш взгляд, может ли экстрадиция Онищенко как-то усилить позиции Зеленского и «Слуги народа»? Могут ли они записать это себе в актив как обещанные «посадки», использовать компромат Онищенко против своих политических конкурентов?
— Не стоит преувеличивать значимость Онищенко для украинской политики. У нас политика вообще очень динамичная, и, говоря словами российского классика, Онищенко — это «осетрина второй свежести». А поэтому для общественного мнения никакого существенного значения возвращение Онищенко не имеет.
С другой стороны, для правоохранительных органов это действительно хороший пример успешной работы. Для того же Рябошапки это отличный повод показать результативность своей деятельности.
Кроме того, на ближайший год для украинского общества будет очень значимо, как продвигается расследование в отношении Петра Порошенко. И если в этом направлении будут ощутимые успехи, это найдет горячий отклик в украинском обществе, а такой фактор никто из политиков игнорировать не может.
То есть сам по себе Онищенко не в состоянии повлиять на рейтинги Зеленского или «Слуги народа», а вот его показания, встроенные в реальное расследование, — это совсем другое дело.
Кроме того, Онищенко и до этого скандала знали в Украине не очень хорошо, а сейчас еще и забыли.
- Я правильно понимаю, что во многом поэтому на протяжении нескольких лет эмиграции (с 2016 года) Онищенко сохранял депутатскую неприкосновенность и не был арестован по международному ордеру Украины?
— Конечно, не все так линейно, как вы описали. И напомню, что ордера как раз были, но это был скорее инструмент воздействия на самого Онищенко, чем решительное стремление правоохранителей вернуть беглого нардепа на родину.
Параллельно все это время с ним вели переговоры и правоохранители, и некоторые политики. У меня большое подозрение, что хотя бы частично, но Порошенко с Онищенко о чем-то договорились.