В Боливии произошел классический государственный переворот, который привел к смещению президента Эво Моралеса — президента, который в течение четырнадцати лет руководил страной и много сделал для преодоления ее бедности и отсталости. Моралес, индеец из народа аймара, опиравшийся на поддержку местных жителей — в первую очередь коренных индейцев, составляющих большинство населения этой страны, победил по результатам очередных президентских выборов. Однако они были оспорены сторонниками неолиберального политика Карлоса Месы, на чью сторону встали представители «международного сообщества» в лице Организации американских государств и США.
Сейчас очевидно: противники индейского президента подготовили хорошо организованную и скоординированную операцию по силовому захвату власти, которая, очевидно, опиралась на поддержку извне.
В крупных городах страны как по команде вспыхнули мятежи местных ультраправых группировок, на сторону которых вскоре начала переходить местная полиция. Участники переворота старались по максимуму запугать своих оппонентов — сторонников Моралеса линчевали на улицах, обливая их краской и проводя через коридоры позора, невзирая на пол и возраст этих людей. Специфика этой тактики заключалась в атаках на дома, где проживали родственники известных боливийских политиков, включая семью самого президента, что явно деморализовало представителей законно избранной власти. При этом претензии к Эво носили самый абстрактный характер — его пафосно и голословно обвиняли в коррупции, не подкрепляя эти заявления никакими реальными доказательствами.
Однако события в Боливии приобрели после этого еще более драматический характер. После того как ведущие политики из партии MAS оставили свои государственные посты, функции президента страны узурпировала представительница правого крыла — вице-председатель сената Жанин Аньес. Однако это не помогло остановить хорошо раскачавшийся маховик насилия.
Ультраправые вместе с полицией атаковали офисы левых партий, профсоюзов и индейских организаций, а также посольства Кубы, Мексики и Венесуэлы, причем, по словам мексиканских дипломатов, в этом нападении участвовали полицейские и солдаты. Одновременно погромщики развернули настоящую охоту на Эво Моралеса — они взяли штурмом его резиденцию, а президенты соседних стран демонстративно закрыли для него свои воздушные границы, чтобы свергнутый президент оказался в ловушке.
При этом всем ясно, что путчисты намерены лишить его свободы и даже жизни, ведь, несмотря на текущее политическое поражение, индеец аймара по-прежнему является самым популярным боливийским политиком, победившим на только что состоявшихся выборах. Соблазн устранить такого врага очень велик — и неудивительно, что Моралесу приходится скрываться в глухой провинции под охраной своих сторонников.
Правый переворот в Боливии, за которым стояли местные правые парамилитарные организации, полицейские и армейские части, имеет особую специфику — он несёт в себе ярко выраженные черты антииндейского этнического погрома. Путчисты арестовывают индейских политиков и активистов, демонстративно сжигают и сбрасывают национальные индейские флаги и символы випхалу, которые висели прежде на органах государственной власти, а их лидеры оскорбительно высказываются в адрес традиционных верований индейцев, называя себя христианским воинством, ведущим борьбу с язычниками.
Захватившие власть политики сделали ставку на глубокий раскол страны, поскольку индейское население возмущено этими действиями, и сторонники Моралеса мобилизуются сейчас в разных частях страны, хотя у них практически нет шансов против местной армии и полиции.
«Боливия обладает вторыми по величине запасами природного газа в Южной Америке (после Венесуэлы) и значительными залежами самых разных полезных ископаемых», — бесхитростно напоминает о них американское «Радио Свобода», рассказывая о том, что госсекретарь США Майк Помпео публично поприветствовал силовое смещение Эво Моралеса.
Эта откровенная конъюнктурность «международной общественности» бросается в глаза всем независимым наблюдателям.
«Посмотрел видео разграбления дома «коррумпированного Моралеса». Особо впечатлили маленькие комнаты, низкий потолок, крошечный туалет, мебель из ДСП. Больше на офис захудалой фирмы похоже. Но так как это переворот кого надо переворот, потому мировое сообщество отнесется к данному идиотизму вполне сочувственно», — с иронией написал об этом медиаэксперт Анатолий Шарий, которого трудно заподозрить в каких-то симпатиях к латиноамериканским левым.
Впрочем, поддерживая переворот в Боливии, США решают не только частные экономические задачи. Вашингтону важно сбить «левую волну», которая прокатилась по странам Южной Америки после поражения февральского путча в Венесуэле. Жители Эквадора, Чили и Уругвая вышли на улицу с массовыми протестами против неолиберальной политики местных правых режимов, требуя полной перезагрузки изжившей себя политической системы. В Аргентине к власти вновь пришли сторонники перонистской партии, а в Бразилии вышел на свободу харизматичный и популярный экс-президент Лула да Силва, чья фигура может объединить вокруг себя многочисленных противников ультраправого проамериканского президента Жаира Болсонару.
Свержение Моралеса вместе с силовым террором против активистов левого и индейского движения должны сбить этот общеконтинентальный настрой, крайне опасный для представителей традиционного политического класса, ангажированного в повестку неолиберализма.
Не стоит скрывать: Эво Моралес во многом несет вину за это разгромное поражение, что, впрочем, не умаляет его вполне очевидных заслуг.
«В правительстве Боливии и вокруг него было множество оппортунистов, боровшихся исключительно за собственные привилегии. Несмотря на все это, для большинства боливийцев правительство Эво было лучшим с начала независимости страны и благодаря проведенным социальным реформам, люди в Боливии начали жить лучше. Другим огромным прорывом стали огромные культурные изменения; в самой индейской страной мира было покончено с государственной дискриминацией индейских народов и власть от белых элит перешла к новым элитам из метисной среды. Пользуясь многочисленными ошибками правительства, разобщенностью левых сил и очень важное — отсутствием глубинных реформ в силовых структурах Боливии — местная олигархия при поддержке империализма США и его региональных вассалов вернула себе политическую власть. Наиболее вероятное продолжение — преследование новой властью социальных, индейских и крестьянских лидеров и попытка возвращения национальных богатств Боливии прежним иностранным владельцам», — прогнозирует известный журналист Олег Ясинский.
Боливийское «Движение к социализму» не смогло учесть опыт своих союзников из Венесуэлы, которые удержали политическую власть, мобилизовав на свою поддержку вооруженных сторонников и добившись лояльности со стороны армейских структур. И именно это определило в итоге успешное развитие переворота.
Конечно, борьба в Боливии далеко не окончена. Сторонники демократически избранного правительства оправляются после шока, а ветер перемен, который ощущается сейчас практически во всех сопредельных странах, может изменить политическую конфигурацию в Южной Америке, лишая путчистов безоговорочной внешней поддержки. Многое зависит от дальнейшей судьбы Эво Моралеса и его ближайших сторонников, на которых ведут сейчас охоту путчисты.
Так что конечный успех организованного при поддержке США переворота подтвердится только спустя некоторое время, если ему не помешают протесты большинства боливийских граждан.