На проходящем в Киеве пресс-марафоне президент Украины Владимир Зеленский раз за разом за своим столом в первом в украинской столице фуд-маркете принимает группы журналистов. Спустя пять с лишним часов после начала мероприятия Зеленский выглядит устало. Он попал под пресс западных журналистов, которые без устали спрашивают о взаимоотношениях с американскими политиками. Даже некоторые украинские журналисты стали спрашивать Зеленского об этом.
«Я верховный главнокомандующий, а не телеведущий какого-либо канала. Я не занимаюсь пиаром. У меня нет никаких размышлений, нарушать ли красные линии, но тактика — это тактика, стратегия — это стратегия. И я не должен показывать всем своим разговоры с тем или иным лидером любой страны», — ответил он на вопрос журналистки телеканала «Прямой».
До этого Зеленскому пришлось вынести шквал вопросов, касающихся его связей с олигархом Игорем Коломойским, а также его позиции по поводу «ПриватБанка».
Привет, банк
Зеленский, которого еще на выборах его соперник пятый президент Украины Петр Порошенко обозвал марионеткой Коломойского, очевидно, готовился к вопросам о связях с олигархом. И они, конечно же, последовали. Основная их часть казалась ситуации с «ПриватБанком». Зеленский особо подчеркнул, что во время недавней встречи с олигархом не говорил о банке. Тем не менее, он уверен, что с Коломойским нужно вести переговоры по поводу ситуации с «ПриватБанком», национализацию которого олигарх пытается оспорить в судах.
«Я думаю, что стоит с ним говорить об этом вопросе. Я считаю, что весь этот вопрос должны решать в принципе международные независимые эксперты, которые должны надавить и решить этот вопрос», — заявил Зеленский.
При этом президент отметил, что хотел «сделать разговоры с олигархами откровенными», обсудить красные линии, которые должны существовать между ними и государством, а также ряд других вопросов. Однако появление его фотографии с Коломойским вызвало осуждение у СМИ и общества.
«Сами же международные эксперты и наше общество, СМИ начали говорить: «А, понятно. Начали договариваться, решать». Ну если так нельзя, уважаемое общество, тогда все в суд. А в суде не все так честно, не все чисто и не по всем этим делам у нас может быть победа, поэтому надо на берегу, еще до суда, об этом договориться. Но договариваться должен международный эксперт. Я думаю, что это правильно. Я поддержку в этом не получил ни от кого. А как я могу решать вопросы, не общаясь с людьми, с которыми я должен решать эти вопросы. Тогда пожалуйста — НБУ, суд, Коломойский. Пусть сами занимаются. Но все должны знать — если проигрывают эти дела, то и ответственность будут нести те, кто к этим делам был привлечен, если меня как президента нельзя туда привлечь», — сказал Зеленский.
Ошарашил его вопрос о мировом соглашении по поводу «ПриватБанка», которое предусматривало бы компенсацию из государственного бюджета.
«Как это мировое соглашение с компенсацией из госбюджета? Должны быть какие-то шаги… Соглашение может быть. Если мы слышим от одного из источников, что у нас какая-то слабость в том или ином деле, то надо говорить. Вы не можете угрожать кому-то. Надо разговаривать, чтобы государство не несло никаких убытков. Надо сесть с ним и сказать: «Смотри, так не будет, денег нет, никто ничего не вернет. Ты хочешь жить в этой стране». Но мне не дают возможность это сделать. Я готов в любое время», — отметил Зеленский.
Украинский президент подчеркнул: в вопросе «ПриватБанка» он будет на стороне Украины, но не на стороне Коломойского.
При этом в ходе пресс-конференции был момент, когда Зеленского откровенно взбесили. Одна из украинских журналисток решила поиграть в Юрия Дудя и предложила Зеленскому блиц: отвечать нужно было «нет», «да» или «не знаю». Зеленский нехотя согласился, хотя признал, что на некоторые вопросы так ответить нельзя. В одном из вопросов журналистка обвинила Зеленского в кумовстве и непотизме, мол, он назначает на должности своих школьных друзей и их родственников. После этого Зеленский сказал, что по-хорошему он должен был бы встать и уйти.
«Спасибо за блиц», — оборвал он журналистку.
К тому времени Зеленского уже успели разозлить другими вопросами, львиная доля которых касалась США.
«Где вы живете?»
Первый президент России Борис Ельцин среди прочих прославился крылатой фразой, адресованной внучке: «Ты где живешь? В какой стране? Кетчуп… Нашла соус, кетчуп. Чай-сахар есть, и то хорошо».
Спустя 28 лет похожие интонации звучали в общении Зеленского с украинскими журналистами. К тому времени после несколько часов общения в том числе и с настырными западными, в первую очередь — американскими журналистами, Зеленскому не раз и не два пришлось ответить на вопрос о содержании его разговора с президентом США Дональдом Трампом, а также о расследовании дела Burisma. На сайте Украина.ру будет отдельный материал, посвященный международным аспектам пресс-марафона Зеленского. Украинского президента это утомляло. И когда аналогичные вопросы начали задавать уже украинские журналисты, Зеленский чуть ли не взмолился.
«Мне кажется, что мы с вами граждане Украины и нас должно тревожить то, что происходит именно на Украине, при всем уважении к Соединенным Штатам, при всем уважении к Европе», — отметил он.
При этом было видно, что президент Украины устал, но готов парировать выпады украинских журналистов, в том числе и намеки на то, что США оказывают влияние на происходящее в Украине. Когда один из журналистов сказал, что Зеленский после визита в США перестал некоторое время появляться на публике, был в черных очках и не присутствовал на мероприятиях в Бабьем Яру (журналист употребил фразу: «Ну, Бабий Яр там»), Зеленский почти что взорвался.
«Бабий Яр там»? Интересная у вас риторика. Передавайте привет погибшим там людям», — заявил он журналисту.
С кавээновских, еще студенческих времен Зеленскому пригодилось не только умение отвечать на острые вопросы, но и полученные в альма-матер знания. Так, Зеленский вспомнил о полученном дипломе, рассказывая о том, что дела в ГПУ не будут рассматриваться под новым углом зрения.
В конце концов он снова ответил тому журналисту, который пытался извиниться за слова о Бабьем Яре, которые произнес, когда задавал вопрос о том, прятался ли Зеленский после визита в США.
«Я нигде ни от кого не прячусь. У меня просто времени жить нет. Я не могу просто в парикмахерскую попасть. Ну и что, что у меня в кабинете есть. У меня нет времени!» — отметил Зеленский.
В общем, Зеленский начал уставать от общения с журналистами и двух тем: США и Коломойского. При этом украинский президент показал, что не намерен совсем уж юлить перед СМИ. И если в начале пресс-марафона Зеленский пытался держаться с журналистами панибратски, то уже в его середине он начал осаживать зарывающихся сотрудников массмедиа. При этом он по-прежнему пытался быть открытым с журналистами.
«Ребята… Девушки и ребята, извините, такая сложная ситуация с губернаторами, я вам не могу даже… Я… Мне… Показывают, приносят одного-два человека на область, которые хотят быть губернаторами. Никто не может, никто не хочет», — ответил он на вопрос о том, когда будет представлять губернаторов.
Он признал, что губернаторы — это его проблема, и на сегодня у него крайне мало кандидатур, а те, что есть, иногда вызывают в обществе неприятие.