- Павел, способны ли, на ваш взгляд, эти протесты повлиять на решение власти, притом что уровень поддержки Зеленского в обществе около 70%?
— По последним сентябрьским данным, поддержка Зеленского уже составляет 76% — даже выше, чем он набрал во втором туре президентских выборов. Да, люди способны повлиять на решение власти, уже влияют и вынуждают представителей внешнеполитического блока Зеленского — и министра иностранных дел, и представителя комитета по иностранным делам в Верховной Раде, и самого Зеленского — крутить и ловчить, повторять мантру о «красных линиях», которую навязывает ему агрессивное меньшинство.
Дело в том, что у тех 76%, которые поддерживают Зеленского, другая отдача — это апатичная часть общества. А протестовать выходит агрессивная, в которой много ветеранов Майдана, много ветеранов боевых действий и других. Они организованные, они активны и при наличии финансирования, стратегии и четко поставленной задачи могут в принципе ситуацию изменить до неузнаваемости, что уже и происходит.
- В протесте пока что выделяются разные центры влияния: и «Нацкорпус», и Порошенко, и окологрантовая. Способны ли они выступить единой структурой против Зеленского?
— Теоретически все эти люди могут выступить против Зеленского единой структурой. Проблема, которая этому препятствует, состоит в том, что никто не может решить, кто будет платить за гулянку. Это обычная проблема нашего олигархата и чиновничьей прослойки высокого уровня. Объединить их в 2014 и 2004 годах удавалось американцам. А сейчас американцы, я так понимаю, не будут вмешиваться в эти внутренние разборки, а если и будут, то только призывать к сдержанности тех серьезных внутренних игроков, которые у нас могут пойти на обострение ситуации вплоть до создания революционной ситуации в Киеве.
Они уже заведомо знают, что проиграют, если не объединятся. Но это не отношенческие вещи, это вещи, связанные с бизнесом, с коррупцией и другими грязными вещами.
В данной ситуации еще не все фигуры выставлены на шахматную доску. Есть Зеленский, который связан предварительными обещаниями перед Макроном и немцами. Есть улица, протесты «Нет капитуляции». А есть еще силовые структуры, которые, судя по некоторым сведениям, готовятся к решительным действиям против протестующих. Поэтому власти сейчас в таком полупотерянном состоянии, они, насколько я понимаю, пытаются найти общий знаменатель между обязательствами перед Западом и между «красными линиями», которые Зеленскому «начертили» так называемые активисты. А компромиссов быть не может, ведь речь идет о совершенно разных позициях и стратегиях в отношении Донбасса.
Но власть еще сможет показать зубы, когда начнет ограничивать эти протесты. Пока никто против них не действует, никто не разговаривает с ними. Я бы, например, власти посоветовал поговорить с этой площадью, с этой улицей. А с другой стороны, это все равно только тактический ход, потому что майданная публика готова только к ультиматумам.
В этой ситуации возможны три сценария. Первый — власти пасуют перед улицей и начинают тянуть время, мутить воду и не исполнять то, что она принимает на себя. То есть действует так, как действовал Порошенко. Второй сценарий — власти проявляют себя как власти, начинают коммуницировать с протестующей частью общества, чтобы выработать какую-то позицию. Третий — это беспредел, консолидация протестующих, объединение в одном движении людей Порошенко и Авакова, присоединение к ним более мелких, но влиятельных игроков, и Майдан по той схеме, которую у нас уже использовали дважды.
- Как, по вашему мнению, поведет себя министр МВД Аресен Аваков и его ведомство 14 октября на запланированном массовом митинге? И начал ли министр свою игру против Зеленского?
— Сентябрьские и октябрьские события — это абсолютно аваковские вещи. Организация провокации на мосту Метро, когда этого парня героически задерживали, а потом оказалось, что он хороший мальчик, — это его рук дело. Аваков уже включен в эту игру. При этом они с Порошенко порознь действуют. Хотя Порошенко столько денег украл на посту президента, что он мог бы сам оплатить Майданы у нас, в Кишеневе, еще и против Лукашенко замутить. Но он жадный человек. Он сейчас там понемножку вкладывается.
Разведение войск в Петровском и Золотом (одно из условий встречи «нормандской четверки») перенесли на 9 октября. Власть там должна себя проявить, потому что туда уже зашли ветераны-добровольцы и сказали, что не уйдут, то есть нарушают достигнутые договоренности. Там придется применять силу. Если применят, будет один сценарий, не применят и будут тянуть время — другой. Все вопросы сводятся к тому, будет ли новая власть применять элементы насилия, чтобы продвигаться по тому пути, который она избрала.