В рамках расследования Палаты представителей, которое должно показать, есть ли основания для импичмента главы государства, 3 октября на протяжении 10 часов на вопросы конгрессменов отвечал бывший спецпредставитель Госдепартамента по Украине Курт Волкер.
Как сообщают источники газеты The Washington Post, он и другие сотрудники внешнеполитического ведомства США рекомендовали украинским политикам избегать американских коллег, поскольку в случае обвинений во вмешательстве в дела Штатов это навредит Украине в долгосрочной перспективе.
«Волкер рассказал, что предостерегал (адвоката президента США Рудольфа. — Ред.) Джулиани от получения не вызывающей доверие информации от украинских политических фигур о деятельности Байдена и его сына на Украине. Волкер призывал адвоката Трампа быть осторожнее с источниками, включая бывшего генпрокурора Украины (Виктора Шокина. — Ред.)», — говорится в статье.
Ровно через неделю, 11 октября, показания в нижней палате парламента даст бывший посол США на Украине Мари Йованович, которая, как рассказал изданию Wall Street Journal Джулиани, препятствовала тому, чтобы заставить украинскую сторону провести расследование деятельности бывшего вице-президента США Джо Байдена и его сына Хантера, за что президент США Дональд Трамп отозвал её из Киева на 3 месяца раньше плановой ротации.
Даже у стен есть уши
Предлогом для запуска процедуры импичмента послужил телефонный разговор, в котором американский лидер якобы шантажировал своего украинского коллегу Владимира Зеленского — расследование в отношении семейства Байденов в обмен на военную помощь. Трамп пошёл на такой беспрецедентный шаг, как публикация стенограммы переговоров, и в ней чётко видно, что таких фраз не было, но оппоненты хозяина Белого дома не успокоились и не оставляют попыток отстранить его от власти досрочно.
«Трамп — человек неосмотрительный, раз. Не следит за своей речью, два. То, что думает, сразу торопится выложить в Twitter. Эта торопливость приводит к тому, что Трамп сам себе худший враг. Это уже доказано много-много раз. Конечно, не стоило бы говорить с Зеленским по телефону, а стоило подумать, что когда-то этот разговор могут обнародовать. Трамп об этом не думал, ему захотелось так сказать, вот и сказал, а теперь, думаю, сожалеет, что поторопился и сделал так, потому что теперь приходится расплачиваться. Следить за речью всегда полезно!» — сказал директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов на круглом столе «Соединённые Штаты глазами российских американистов: за год до президентских выборов» в медиацентре МИА «Россия сегодня».
Следить за речью надо всегда и везде, об этом также говорил на «Российской энергетической неделе» президент РФ Владимир Путин: «Прежняя моя жизнь научила меня, что любой мой разговор может быть опубликован. И я всегда исхожу из этого».
Если Трампа сгубила его торопливость и прямолинейность, то Зеленского — его политическая неопытность, ведь он сам признался, что рассчитывал на публикацию только реплик американского коллеги.
На борьбу с Конгрессом выходит украинское досье
Официально предвыборная кампания в США начнётся в 2020 году со стартом праймериз, а сегодня претенденты от обеих партий заявляют о своих амбициях, демократы уже сражаются друг с другом в красноречии на дебатах. Чем раньше политики начнут подталкивать избирателей к нужному выбору, тем больше шансов на победу, а на войне, в том числе за Овальный кабинет, все средства хороши.
В этой ситуации украинское досье выгодно обеим партиям: Трампу нужно показать коррумпированность Байдена и всей администрации Барака Обамы, а демократы пытаются выставить это в духе «Ты боишься проиграть Байдену, поэтому хочешь дискредитировать его и снять с дистанции». Если война компроматов пока ограничивается лишь взаимными упрёками, то государственное устройство США в этой схватке даёт реальное преимущество демократам. Поскольку именно они имеют большинство в Палате представителей, то могут воспользоваться серьёзным механизмом сдерживания президента — запустить процедуру импичмента. Даже если им не удастся отстранить его от власти, то хотя бы нанести удар по его репутации.
«Какой инструмент есть у Трампа против демократов? Никакого, потому что в американской Конституции аналогичное в отношении президента против Конгресса не предусмотрено. Американский президент не может распустить Конгресс и мирится с этим. Ну как мирится? Трамп понимает, что Конгресс будет вести себя таким образом, поэтому для него единственный способ — использовать скандалы, зацепки за того же Байдена, представителей Демократической партии с тем, чтобы, вынося всё на общественное обсуждение, формировать общественное мнение вот таким способом. Это более сложная вещь, не всегда это доходит до слушателей мгновенно», — заявил Гарбузов.
Тем не менее, решающее слово в объявлении импичмента остаётся за Сенатом, а он контролируется республиканцами. Для отречения чиновника от должности нужно 2/3 голосов сенаторов, то есть как минимум 67, сейчас в верхней палате парламента 53 места занимают республиканцы, 45 демократы, 2 беспартийные.
«Я сомневаюсь, что демократам удастся что-то сделать. Объявленная процедура может развиться в течение нескольких месяцев и необязательно приведёт к выносу тела Трампа из Белого дома, но жизнь ему подпортит основательно и может повлиять на перспективу его повторного избрания», — считает Гарбузов.
В свою очередь, научный сотрудник Института США и Канады РАН Павел Кошкин отмечает, что нынешнюю историю с импичментом можно рассматривать и как инструмент политического давления на Трампа, и как действительную попытку демократов привлечь его к ответственности.
«Очень сложно разобраться в ситуации, потому что большая часть информации не опубликована. Когда вопрос появляется в повестке, мы многого не знаем, а по мере того, как всплывают новые факты, делаем выводы. Скажем, информация о том, что Трамп пытался давить на Зеленского, появилась тогда, когда мы не знали, что Курт Волкер лоббировал интересы военной компании», — сказал эксперт.
Ранее газета Politico писала, что Волкер, уже будучи спецпредставителем по Украине, работал в американской лоббистской фирме BGR Group и научно-исследовательском институте McCain Institute, которые имели финансовые связи с Raytheon Company — производителем противотанковых ракетных комплексов Javelin, которые Киев закупал у Вашингтона. Именно по этой причине дипломат так активно продвигал идею об усилении военной помощи Украине и поставок её армии именного этого вида вооружения.
С приближением выборов Трамп продолжает действовать в свойственной ему манере — использовать внешнеполитические факторы в борьбе с внутриполитическими оппонентами. Ему важно не только убедить электорат в том, что при нём Америка снова стала великой (неспроста же лозунг его избирательной кампании звучит как «Сохраним Америку великой»), а в случае его переизбрания это величие вырастет ещё больше, но и в неблагонадёжности кандидата от Демократической партии, который будет бороться за право управлять страной ближайшие 4 года. Администрация Обамы активно «распространяла демократию по всему миру», но такую коррупцию, как на Украине, не насаждала нигде. Теперь для Трампа наступил момент, когда «печеньки на Майдане» могут стать политическим приговором для Демократической партии США.