«Украина думает, что может быть арктическим игроком»
Норвежская независимая газета High North News посчитала судьбоносным визит украинского посла в этой северной стране Вячеслава Яцюка на Шпицберген. По мнению корреспондента издания Амунда Треллевика, в заявлении дипломата о том, что Украина, сближаясь с Норвегией политически, экономически и культурно, хотела бы попробовать себя и в статусе арктической державы, кроются большие перспективы для Киева.
По словам посла, украинцы «начинают думать, что их страна может стать арктическим игроком», — пишет журналист. На вопросы, в чем это выразится и где Киев возьмет на это средства, корреспондент предпочел не отвечать. Возможно, потому что существуют основания полагать, что Украина не пойдет в Арктике дальше оглашения намерений. О чем говорит и высказывание специалиста Норвежского института оборонных исследований Тура Букволла: «Украина — не арктическая держава. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять это. Но так как когда-то она была частью Советского Союза, то по привычке может проявить интерес к теме».
Кроме того, отмечает автор, у Норвегии и Украины обнаружился общий интерес: «По словам посла, оба государства не входят в ЕС и потому им есть чему поучиться друг у друга, чтобы добиться успеха в европейской интеграции».
По всей видимости, украинский посол не в курсе, что правительством Норвегии вопрос о вступлении в ЕС не поднимается, а 74% населения страны против того, чтобы их государство попало под диктат Еврокомиссии, а также под лимиты и квоты, устанавливаемые альянсом 28-ми на лов рыбы, добычу полезных ископаемых и т.д.
Сегодня Украина в норвежском Заполярье представлена четырьмя сотнями своих граждан, живущих и работающих на угольных предприятиях Шпицбергена — по большей части в российском угледобывающем предприятии «Арктикуголь».
Завершая визит на острова, г-н Яцюк нечаянно раскрыл государственную тайну, сказав, что приезжал «повстречаться с украинскими жителями поселка Лонгйир», с которыми надо «поддерживать хорошую связь на случай, если придется защищать их».
«Стрельба ВСУ по мирным жителям? Нет, не видели»
«Разведение воюющих сторон в Луганске состоялось. Теперь противников разделяют не 400, а 900 метров, — сообщает читателям французской Libération ее специальный корреспондент Себастьян Гобер, побывавший на позициях ВСУ. — Здесь уже две недели не стреляют. И такое впервые с 2014 года. Ни одно еще перемирие полностью не выполнено, а ведь режим прекращения огня — первое условие Минских соглашений».
Автор цитирует одного из украинских офицеров, обращающего внимание на то, что «разведение произведено сразу после инаугурации Владимира Зеленского, объявившего окончание войны своим приоритетом». Офицер, правда, тут же оговаривается, подчеркивая, что «разведение не может быть достигнуто любой ценой — мы не должны предавать национальные интересы». Политические противники Зеленского, по мнению корреспондента, полагают, что «договариваться с Путиным нельзя — это принесет ущерб Украине».
Гобер во время командировки, по-видимому, побывал только на одной стороне: мнений ополченцев в его репортаже не приводится, зато попыток заранее подготовиться к тому, что режим прекращения огня может быть нарушен — сколько угодно. Автор приводит высказывания главы администрации Славянской Юрия Золкина о том, что «пророссийские сепаратисты» непременно займут позиции, оставленные ВСУ, и вообще, в результате разведения сторон ситуация «еще более обострилась», поскольку ополченцы «контролируют стратегическую высоту над городом и не собираются ее покидать».
Описания продолжающихся обстрелов украинской стороной мирных жителей Донецка и Луганска в статье не приводится. Очевидно, задачу объективно описать ситуацию в редакции не ставили.
«Никто не позвонил в Киев». И полковнику никто не пишет
Польская Do Rzeczy, анализируя процесс восстановления России в ПАСЕ, уделяет значительное внимание реплике экс-президента Украины Петра Порошенко по поводу встречи Дональда Трампа с Владимиром Путиным в рамках саммита G20. Той самой, во время которой «никто так и не позвонил в Киев», хотя два лидера сверхдержав обсуждали среди прочих тем и украинский вопрос.
Аналитик польского издания Марек Будзиш указывает, что «в то же время, пока в Осаке заседала «двадцатка», в Минске украинский оппозиционер Виктор Медведчук встречался с главами самопровозглашенных республик Денисом Пушилиным и Леонидом Пасечником».
«Сепаратисты в качестве жеста доброй воли освободили четырех украинских пленных, и сделано это было без ведома и участия нового украинского лидера», — констатирует журналист, приходящий к выводу, что ни новая администрация Украины, ни старая в качестве серьезного игрока российской стороной не воспринимается.
Впрочем, и не только российской — автор пишет, что «Берлин и Париж, возможно, проинформировали Зеленского во время его поездки в Германию и Францию о плане возвращения России в ПАСЕ». Но — только поставили в известность, а не спрашивали его совета или согласия.
Корреспондент отмечает, что «на Украине сталкиваются не только местные элиты, но и мировые державы», и ни те, ни другие мнения Киева уже не спрашивают, решают свои задачи, ставя руководство Украины перед фактом.
Хотел ли того г-н Порошенко или нет, но своим восклицанием в Facebook «Никто так и не позвонил в Киев» он только вызвал ассоциации Украины с героем романа Габриэля Гарсии Маркеса «Полковнику никто не пишет». Как тот отставной офицер, Украина все ждет, что случится чудо, и она неожиданно разбогатеет — пришлют ли военную пенсию (то есть очередную помощь МВФ), или вскармливаемый ею боевой петух победит своего противника (отберет у России Крым). Но время идет, полковник (страна) нищает, деньги кончаются, хочется что-то кушать… Что? Ответ в романе прост, точен и краток. Кто читал — помнит. Кто не читал — найдет.
400 российских танков в Донбассе, которых никто не видел
Шведский журналист Патрик Оксанен, участвующий в составе группы западных репортеров в организованном специально для них пресс-туре по Украине, делится с читателями газеты Norrtelje Tidning заезженными страшилками о российской угрозе.
Журналист пишет в манере «сам я не видел, но серьезные люди рассказывали». В качестве «серьезных людей» выступает в материале Оксанена заместитель министра внутренних дел Татьяна Ковальчук.
«Сейчас на юго-востоке Украины находятся регулярные части российской армии при поддержке не менее 400 танков, — добросовестно пересказывает швед речи украинского замминистра. — Войну в Донбассе Москва пытается представить как внутриукраинский конфликт. Кремль давит через СМИ, атакует в киберпространстве — идет на все, чтобы не дать понять общественности, что на самом деле ситуация создана Российской Федерацией».
Строительство газопровода «Северный поток — 2» имеет единственной своей целью прекратить перекачку российского газа в Европу через Украину, доносит автор до читателя мысли и чувства Татьяны Ковальчук, которая призывает западных корреспондентов «довести до общественного мнения призыв принять меры к России в связи с ее угрозами Украине».
«У РФ просматриваются имперские амбиции. Она пытается разрушить (украинское) правовое государство и демократию. Если Украина падет, кто будет на очереди?» — задается вопросом корреспондент, от испуга даже не замечающий, что ни одно слово из услышанных им от украинской чиновницы, не подтверждено никакими доказательствами.
Когда разговаривают президенты, журналистам лучше молчать
«Владимир Зеленский сделает из Чернобыля хит туризма, — пишет испанская ABC в материале, посвященном установке нового саркофага над аварийным реактором АЭС. — По словам украинского лидера, зона отчуждения будет превращена в зеленый коридор».
Московский корреспондент издания Рафаэль Маньюэко отмечает, что «новый саркофаг прослужит не менее ста лет», а внимание к Чернобылю со стороны экологов, туристов, ученых превратит его в одну из опор экономического роста страны.
Соотечественница Мануэля Мария Саукильо, работающая для другого испанского издания, El País, сообщает, что «Владимир Путин и Владимир Зеленский поговорили по телефону. Это первый прямой разговор президентов России и Украины с 2016 года. Они обсудили возможность продолжения диалога в рамках так называемого нормандского формата в Минске, в котором также принимают участие лидеры Германии и Франции».
Состоявшиеся переговоры могут повлиять на результаты предстоящих на Украине 21 июля парламентских выборов, отмечает журналистка, не указывая, однако, в чью пользу может оказаться это влияние.
Молчание, как известно, золото. При освещении ситуации с украинскими парламентскими выборами сегодня промолчать — оптимальный выбор. Лучше не давать никакого прогноза, чем выдать ошибочный. А вот когда подобьют итоги — тогда и поговорим, кто во что вмешивался и насколько.