Об этом пишет издание Oilprice.com — один из самых популярных новостных сайтов в мире, анализирующий ситуацию в сфере нефте- и газодобычи, альтернативной энергетики и геополитики.
Аудитория сайта включает инвесторов, управляющих фондами, банкиров, трейдеров, профессионалов энергетического рынка и состоятельных людей из США, Канады, Великобритании и Австралии.
По мнению критиков СП-2, пишет автор, Европа увеличивает свою зависимость от российского газа, что даст Москве нежелательное преимущество и усилит ее влияние в столицах Старого Света.
Сопротивление этому проекту растет с тех пор, как началась прокладка трубы. США нашли союзников в лице восточноевропейских стран, которые по историческим причинам ожидают от Москвы неких опасных шагов или действий.
Несмотря на все усилия, направленные на срыв строительства СП-2, подрядчики продолжают работу и намерены завершить прокладку трубопровода до конца текущего года.
Компания Nord Stream AG, ответственная за реализацию проекта, получила разрешения от всех прибрежных государств Балтийского моря, за исключением Дании.
Недавно фирма приняла важное решение, чтобы выйти из политического тупика и предотвратить возможное отставание от намеченного графика и перенос даты ввода в строй.
По словам бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шредера, отказ Дании представляет наибольшую угрозу для СП-2 из-за американского давления, что может затормозить строительство.
Для снижения затрат Nord Stream AG намеревалась прокладывать газопровод по маршруту «Северного потока — 1». Первая заявка на строительные работы в территориальных водах Дании была подана в апреле 2017 года и основывалась на указаниях датских властей.
В январе 2018 года вступил в силу измененный датский закон «О континентальном шельфе», который дает министру иностранных дел право налагать вето на инфраструктурные проекты по политическим мотивам при прохождении через территориальные воды Дании.
Таким образом, Nord Stream AG подала заявку на альтернативный маршрут в августе 2018 года через исключительную экономическую зону (ИЭЗ) Дании, но за пределами территориальных вод страны.
Через два года после подачи заявки на первый маршрут датские власти запросили предложение по третьему, юго-восточному, варианту, что вызвало недоумение в Москве и у инвесторов в Европе.
Сейчас Данию обвиняют в преднамеренном затягивании строительства в пользу противников СП-2.
Nord Stream AG в этой ситуации радикально изменила маршруты с целью снизить политические риски и отозвала свою заявку на прокладку через территориальные воды Дании.
В настоящее время на рассмотрении властей находятся только два предложения по прокладке маршрута через датскую ИЭЗ: одно — на северо-западе и второе — на юго-востоке от острова Борнхольм.
Это означает, что принятие решения зависит только от Конвенции ООН по морскому праву (ЮНКЛОС), в которой учитываются только вопросы окружающей среды и прохождения морских судов.
По словам Маттиаса Варнига, исполнительного директора Nord Stream AG, компания была «обязана пойти на такой шаг, потому что за более чем два года с момента подачи заявки прежнее датское правительство не приняло никаких решений».
Вряд ли бенефициаром этого решения является сама Дания. Какое бы решение ни принял МИД этой маленькой европейской страны, оно возмутило бы одну из двух критически настроенных сторон конфликта.
Если бы официальный Копенгаген дал согласие на строительство, он столкнулся бы с возражениями США и ряда стран Восточной Европы. Если бы на проект было наложено вето, недовольной осталась бы Германия, признает автор.
Датские власти оказались в затруднительном положении, так как не могли сказать «да» проекту из-за ухудшения отношений с Россией. С другой стороны, не было причин говорить «нет», если не принимать во внимание политический аспект этой проблемы.
По словам Кати Яфимава, старшего научного сотрудника Оксфордского института энергетических исследований, у Датского энергетического агентства (ДЭА) действительно нет причин отказать в строительстве ни одному из оставшихся маршрутов.
«Я не сомневаюсь в том, что если ДЭА скажет им нет, то это станет поводом для длительного судебного процесса, в котором Дания не будет иметь сильную позицию», — считает специалист.
Первоначальным сроком завершения строительства СП-2 был конец 2019 года, то есть непосредственно перед окончанием транзитного контракта через Украину 1 января 2020 года.
«Газпром» обвиняют в попытке обойти своего соседа, чтобы снизить его доходы от транзитных сборов и усилить политическое давление.
Однако если завершение строительства СП-2 затянется, то нужда в Украине как в транзитной стране сохранится как минимум в краткосрочной перспективе. Это укрепит переговорные позиции Киева.
В настоящее время переговоры о будущем контракте зашли в тупик, и ни одна из сторон не собирается уступать первой, указывает журналист.
Украина предпочитает соглашение, по которому «Газпром» сохранит транзитные потоки на уровне 60 млрд кубометров ежегодно в течение примерно десяти лет и увеличит диверсификацию, открыв доступ к газовой инфраструктуре России со стороны стран Центральной Азии.
Москва, в свою очередь, предлагает до возобновления переговоров прекратить все оставшиеся юридические споры между сторонами и заключить более гибкий транзитный контракт.
Яфимава, тем не менее, считает, что отсрочка с вводом СП-2 не улучшит, а ухудшит шансы Киева на заключение долгосрочного транзитного соглашения.
Сокращение поставок газа зимой приведет к росту цен в Европе, что еще раз подчеркнет необходимость диверсифицировать маршруты транзита.
Москва уже вложила значительные средства в СП-2 и рано или поздно достроит газопровод, невзирая на затраты и задержки, подчеркивает автор Oilprice.com.