По данным «Демократических инициатив», 5%-ный барьер в Раду сейчас преодолевают партии «Слуга народа» (42,7% от числа тех, кто намерен идти голосовать и определился со своим выбором), «Оппозиционная платформа — За жизнь» (10,5%), «Батькивщина» (10,2%), «Европейская солидарность» (9,8%), «Голос» (6,4%), «Сила и честь» (5,2%). Что касается замыкающей список партии Игоря Смешко, другие опросы дают ей менее 5%, так что она балансирует на грани прохождения в парламент.
Опрос проводился уже после того, как 9 июня было заявлено о создании объединенного списка националистов на базе «Свободы»*. Тем не менее, заметных изменений в рейтинге партии Олега Тягнибока, пусть даже дополненной фамилиями глав «Национального корпуса» и «Правого сектора»*, не произошло — за нее готовы проголосовать лишь 1,7% от числа тех, кто намерен идти голосовать и определился со своим выбором.
Весьма интересно распределение поддержки этих партий по регионам.
Электорат «Слуги народа» проживает прежде всего на Юге (54,8% от числа тех, кто намерен идти на выборы), меньше на Востоке (41,8%), еще меньше в Центре (35,3%) и меньше всего на Западе (32,2%) страны. Эта тенденция прослеживалась еще со старта президентской кампании Зеленского, и объяснения этого просты — во-первых, сам новый президент родом из Кривого Рога (Днепропетровская область), во-вторых, его избиратель чаще всего русскоязычный, но не пророссийский (то есть не донецкий).
На выборах Зеленский опять же доминировал (более 40% уже в первом туре) прежде всего в Днепропетровской, Запорожской, Николаевской и Одесской областях. Уже меньше (от 30% до 40%) было в Херсонской, Харьковской, Сумской, Полтавской, Черкасской, Кировоградской и Киевской областях, а также выбивающихся из «типичной» Западной Украины Закарпатской и Черновицкой областях. В Черниговской, Житомирской и Хмельницкой областях Зеленский получил в первом туре от 25% до 30% голосов, в Волынской, Винницкой и Ровенской — менее 25%, а в прочих вообще проиграл. В областях «за Збручем» выбрали правых кандидатов (во Львовской и Ивано-Франковской Петра Порошенко, а в Тернопольской — Юлию Тимошенко), а в Донбассе — Юрия Бойко.
Было бы логично, если бы сейчас партии Порошенко и Тимошенко доминировали на Западной Украине, но это не так. «Европейская солидарность» и «Батькивщина» имеют поддержку прежде всего в Центре (соответственно 12,4% и 13,1% от числа тех, кто намерен идти на выборы) и лишь затем на Западе (10,9% и 8,3%) страны. С другой стороны — у Святослава Вакарчука прорезался «Голос», который сейчас пользуется поддержкой лишь на Западе страны (13,4%, притом что в целом по стране у партии поддержка 5,8% от числа тех, кто намерен идти на выборы), даже в Центре у «Голоса» лишь 4,7% (и то скорее всего за счет Киева).
Националисты также популярны прежде всего на Западе (3,3%, опять вдвое выше, чем в целом по стране), но в целом их результат там примерно равен тому, что набрал в первом туре президентских выборов кандидат от «Свободы» и объединенных вокруг нее (но тогда еще без «Национального корпуса») националистов Руслан Кошулинский: 6,86% в Ивано-Франковской области, 5,46% в Тернопольской, 4,66% во Львовской, 2,98% в Хмельницкой, 2,85% в Волынской, 2,80% в Ровенской и т.д. В среднем это будет тот же процент.
Что касается «Оппозиционной платформы — За жизнь», как и ее «меньшого брата» в лице «Оппозиционного блока», эти партии имеют максимум поддержки на Востоке — соответственно 19,3% и 6,3% от числа тех, кто намерен идти на выборы (понятно, что для первой партии это Донбасс, а для второй — Харьков), которая заметно падает даже на Юге (14,2% и 4,2%). В целом стоит признать, что политически единого Юго-Востока, о котором шла речь накануне 2014 года, уже нет, он распался на части.
Что касается «Силы и чести», то партия равно популярна на Западе (5,4%) и в Центре (5,3%) страны. Судя по всему, Смешко удалось не только сохранить свой электорат — за него голосовали прежде всего в Центре (в родной для него Черкасской области — 10,75%, в Киеве — 9,62%, в Киевской области — 8,80%, в Черниговской — 8,45%), где он потеснил выступающего в том же имидже «настоящего полковника» Анатолия Гриценко, но и «откусить» электорат Гриценко еще и в западных областях (где тот удачно выступил на президентских выборах и где сейчас «сдала» его «Гражданская позиция»).
Еще интересней срез электората разных партий по возрастным группам.
Зеленскому удалось удержать вокруг себя симпатии молодежи — «Слуга народа» имеет максимум поддержки в возрастной группе избирателей от 18 до 29 лет (57,4% от числа тех, кто намерен идти на выборы), далее идут избиратели 40-49 лет (43,0%). Более того, это единственная партия, максимум поддержки которой среди молодых избирателей.
Даже, казалось бы, максимально «зеркалящий» партию Зеленского «Голос» имеет поддержку прежде всего среди избирателей 30-39 лет (8,0%) и уже затем среди 18-29-летних (6,6%). Электорат Вакарчука старше, это молодежь эпохи первого Майдана.
Что касается двух осколков «Оппозиционного блока», то это тоже «партии пенсионеров»: максимум поддержки у каждой из них среди избирателей старше 60 лет (16,4% и 2,8%). Впрочем, партия Бойко-Рабиновича все-таки в плане электората постарше партии Мураева — вторая по величине группа поддержки у первой среди 50-59-летних (11,7%), у другой среди 40-49-летних (2,8%). Донецкие осколки Партии регионов давно сосредоточены на работе либо с пенсионерами, либо с сотрудниками своих предприятий и их семьями, а электорат Мураева — это зрители политических ток-шоу на телевидении, думающие и активные люди, интересующиеся политикой.
Юрий #Бойко: Если мы не будем помогать и поддерживать молодежь, то у страны не будет будущего.https://t.co/xcmpooBRG3 pic.twitter.com/4AsIGLoCRR
— ОПОЗИЦІЙНА ПЛАТФОРМА — ЗА ЖИТТЯ (@oppo_platform) 30 июня 2019 г.
Максимум поддерживающих Юлию Тимошенко также обнаружился среди избирателей в возрасте 50-59 лет (13,6%) и старше 60 лет (12,9%). Как и то, что за 63-летнего Игоря Смешко, весь облик которого отсылает к советскому идеалу «настоящего офицера», намерены голосовать прежде всего избиратели в возрасте 50-59 лет (7,2%) и старше 60 лет (6,7%). За эти политические силы собираются отдать свои голоса на выборах женщины, а не мужчины, хотя и таковых немало (9,9% против 8,5% для «Батькивщины» и 5,0% против 4,4% для «Силы и чести»).
На первый взгляд неожиданностью окажется то, что за альянс националистов собираются голосовать прежде всего люди в возрасте 50-59 лет (2,2%), затем 30-39 и 40-49 лет (по 1,5%), затем старше 60 лет (1,4%) и в последнюю очередь в возрасте 18-29 лет (1,2%). Ведь националисты представляются нам исключительно движением молодых крепких ребят! Но это верно прежде всего для «Национального корпуса», рекрутирующего в свои ряды членов неонацистской молодежной субкультуры, а электорат «Свободы» на Западной Украине (который куда многочисленнее) был молод в 90-е, а сейчас стар. Верно лишь то, что за националистов голосуют мужчины (2,6% против 0,7% среди женщин).
Удастся ли националистам ближе к дате выборов «подтянуть» к себе больше молодежи, или она будет дрейфовать в сторону «Голоса» с его бесплатными концертами «Океана Эльзы», — вопрос важный. Равно как и удастся ли «Силе и чести» преодолеть 5%-ный барьер, или она «пролетит» мимо Верховной Рады и увеличит число мандатов у прошедших туда партий.
* Организации запрещены в России Верховным судом РФ