Естественно, в такой ситуации ожидать проведения каких-то реформ не стоит — все заняты выборами. К тому же наблюдается жёсткое противостояние президента и парламента. Собственно, такого кризиса власти на Украине, кажется, ещё не было. Обычно президент и парламент приходили к какому-то компромиссу — даже в 1993-94 годах.
Рейтинги
По данным исследования Социологической группы «Рейтинг», в Раду проходят 5-6 партий:
— «Слуга народа» (с рейтингом около 50%, но, учитывая перераспределение мест непроходных партий, результат может составить и 60%);
— «Оппозиционная платформа»;
— «Европейская солидарность»;
— «Батькивщина» (падение рейтинга закончилось, партия почти гарантированно проходит в Раду);
— «Голос»;
— «Сила и честь» (по данным "Социса" рейтинг партии достигает 5%).
Можно ожидать, что СН получит порядка 130 мест по пропорциональной части и около 100 — по мажоритарной. В этом случае партия формирует однопартийное большинство. По большому счёту всё упирается в мажоритарку.
Съезды и списки
Множество партий провели съезды и представили избирательные списки.
В ЦИК, правда, об этом ещё не знают — на сайте ЦИК по состоянию на утро 14 июня отражена информация о 12 партиях, которые выдвинули аж 7 кандидатов в одномандатных округах. 5 выдвинула партия «Единый центр» Виктора Балоги, 1 — «Родной город» (зонтичная структура, существующая на городском уровне), 1 — «Народная правда» (кто это?).
Между тем, по итогам съездов уже начались скандалы.
Например, в списке «Оппозиционной платформы» на 31 (потенциально проходном) месте обнаружился Илья Кива, имеющий более чем неоднозначную репутацию. А из списка «Слуги народа» в рамках «постпраймериз» («послепредварительное голосование» по-русски) выбыли уже несколько человек, в основном пожаловавшись на травлю в соцсетях.
Пока что можно разделить все партии на две группы.
С одной стороны, это политсилы, воспринявшие запрос общества на смену элиты и постаравшиеся включить в список как можно больше новых лиц. Это в первую очередь «Слуга народа» и «Голос», в списках которых нет ни одного действующего депутата.
С другой стороны, это партии, ответившие на другие запросы и исходящие из того, что «старый конь борозды не испортит». Это «Оппозиционная платформа», «Европейская солидарность», «Батькивщина».
Есть и примеры неудачного позиционирования. Например, Игорь Смешко сыграл на имидже «нового лица» и где-то даже «Зеленского в погонах», но в список включил ряд бывших высокопоставленных чиновников и действующих депутатов (от «Самопомощи» в основном). Кажется, падение рейтинга произошло ещё до того, как список был опубликован.
Самые сильные партийные инициативы последнего времени принадлежат пострегиональной оппозиции.
С одной стороны, Виктор Медведчук и Юрий Бойко посетили экономический форум в Санкт-Петербурге и провели переговоры с Алексеем Миллером относительно снижения цены на газ для украинских потребителей на 25% (фактически они повторили уже проведённые перед первым туром президентских выборов переговоры, но этого, кажется, никто не заметил). В команде Зеленского не нашли ничего лучшего, чем посоветовать им стать посредниками на рынке газа (от посредничества группы Фирташа Украина избавилась благодаря Юлии Тимошенко и тому же самому Виктору Медведчуку).
С другой стороны, объединились «Оппозиционный блок» и «партия мэров» «Доверяй делам» (а также присоединившиеся к ним ранее партии «Возрождение», «Наши» и ряд других). Получилось своеобразное объединение политических клиентел Рината Ахметова и Игоря Коломойского.
Пока не заметно, чтобы эти инициативы повлияли на рейтинг партий. Возможно, такого влияния и не будет — ситуация в этой части электорального спектра стабильна.
Большой торг вокруг Конституционного суда
КС продолжает разбирать дело относительно конституционности президентского указа о роспуске парламента. Заседание КС даже посетил Владимир Зеленский (зачем?).
КС уже получил подтверждение относительно того, что коалиции в Раде нет, — председатель Рады отказался предоставить список членов коалиции. Тем не менее, разбирательство идёт, и его итог не предрешён. Юридическая мотивация указа действительно слаба, что и было подтверждено на открытом заседании суда 11 июня (достаточно уже того, что доказательствами несуществования коалиции пришлось заниматься КС).
Между тем, по данным исследования группы «Рейтинг», 79% граждан страны однозначно поддерживают решение президента о роспуске парламента; 58% убеждены, что президентский указ соответствует и Конституции, и ожиданиям граждан; 67% верят, что новый парламент будет более эффективным; 63% полагают, что выборы должны пройти 21 июля даже в том случае, если указ будет признан неконституционным.
В общем, кампания, направленная на срыв досрочных выборов, привела к росту поддержки Зеленского и его партии. Потом, правда, партии и президенту придётся за это отвечать перед избирателями, но это будет потом.
Кадры решают всё
Президент Зеленский, наконец, приступил к формированию своей властной команды. Предложена кандидатура главы МИД (Вадим Пристайко), назначены новый глава Службы внешней разведки (Владислав Бухарев) и и.о. глав 12 областей (назначения проведены без представления Кабмина).
Несмотря на стратегию замены политической элиты, назначения вполне предсказуемы.
Пристайко — кадровый дипломат, до последнего времени возглавлявший представительство Украины в НАТО.
Бухарев — не только действующий депутат от «Батькивщины», но и в недавнем прошлом — первый зампред СБУ, а ранее работал в налоговой.
Из 12 и.о. губернаторов 9 перед назначением работали заместителями и первыми заместителями глав ОГА.
В общем, пока что Зеленский готов ответить на вызовы общества в сфере публичного представительства, но не готов в сфере текущего государственного управления. Он ведёт осторожную политику, что можно только приветствовать.