Практически всегда новый лидер государства отмечает начало своего правления некими символическими шагами, дающим подданным надежду на лучшее. В той ситуации, в которой находится Украина, любые осмысленные шаги навстречу пожеланиям общества — уже великий прогресс. А что хочет общество, известно по опросам общественного мнения.
Так, в середине апреля 2019 года социологическая группа «Рейтинг» опубликовала опрос, посвященный ожиданиям избирателей от будущего президента в первые 100 дней его каденции. Снижения тарифов на коммунальные услуги тогда хотели 39,1% опрошенных; узаконить снятие неприкосновенности с депутатов, судей и президента — 35,5%; начать или ускорить расследование наиболее резонансных коррупционных преступлений — 32,4%; начать переговоры с Россией — 23,3%; снизить зарплату топ-чиновникам — 18,4%. Таков был топ-5 ожиданий граждан от грядущей власти в апреле, накануне второго тура выборов.
После избрания Зеленского, согласно только что опубликованному опросу «Рейтинга», видение обществом первых шагов нового главы значимо изменилось. Теперь народ больше всего желает снять неприкосновенность с депутатов, судей и президента — 53,7% опрошенных. Похоже, люди хотят посчитаться с теми, кто довёл государство до нынешнего жалкого состояния. На втором месте — прямые переговоры с РФ и ЛДНР — 40,9%. То, о чем при Порошенко говорить опасались, оказалось важным общественным запросом — и цифры, соответственно, за месяц выросли почти в два раза. С этой же проблемой тесно связан и следующий результат: возврата военнопленных хотят 38,4% украинцев. Роспуска осточертевшей Рады требуют 38,1% (люди поверили, что с новым президентом это возможно). И, наконец, поддерживать стабильность национальных валюты и экономики просят 33,7%. Тарифные вопросы немного утратили остроту с окончанием отопительного сезона.
Общество ощутило новые перспективы и ставит перед Зеленским более серьёзные вопросы, нежели просто снизить цены (что, к слову сказать, не слишком от него и зависит). Люди хотят кардинальных перемен, касающихся мира и наказания тех, кто довёл страну до войны. Они верят, что сделать это во власти Зеленского. Хватит ли у него на это воли — иной вопрос.
Рада всячески стремится продлить свои дни, но именно её роспуск мог бы стать сигналом обществу о начале серьёзных перемен. Именно в Раде засели многочисленные сторонники «партии войны», вроде вице-спикера Ирины Геращенко, душу и тело положившие на срыв любых мирных договорённостей с отколовшимися территориями. Если эта команда останется в политической игре, важнейшие пункты ожиданий народа останутся нереализованными.
Ну и, разумеется, вопрос новой экономической политики — это вопрос состава нового правительства, и здесь опять-таки мы утыкаемся в Раду. Наказание виновных, установление мира, корректировка экономической политики, в общем, всё, что ждёт общество, невозможно без жесткого шага президента навстречу роспуску парламента.
От решения стоящей перед Владимиром Зеленским триединой задачи в значительной степени зависит и результат президентской партии на плановых или досрочных парламентских выборах. А значит, и политическое будущее самого Зеленского. Кредит доверия получить непросто, а вот растратить проще простого.