Еще во второй половине XIX века самые крупные здешние капиталы Терещенко, Харитоненко, Ханенко и К сколачивались на производстве и торговле сахаром. К 1914 году Россия стала занимать 2-е место в мире по производству свекловичного сахара. А из 241 сахарного предприятия 203 находились на территории современной Украины, в том числе и Демеевский сахаро-рафинадный завод.
Спустя годы, в начале 1990-х (в момент дележа наследства СССР), в Украине насчитывалось 190 сахарных заводов, которые производили 12,8% мирового объема сахара из сахарной свеклы. Сами понимаете — делить было что! И, как говорится, «наш пострел везде поспел»: кондитерский сектор сегодня возглавляет корпорация «Рошен».
Вполне вероятно, что занимал бы сплошь первые места, если бы не собственная потребность в «сладком наркотике». Речь идет о кондитерских фабриках корпорации «Рошен», флагманом среди которых долгое время считалась Киевская кондитерская фабрика имени Карла Маркса. КФКМ стала называться таковой в 1923 году, а до этого была кондитерской фабрикой «Валентин Ефимов», которую одноименный купец основал неподалеку в 1886 году и перевел в цеха Димеевского сахаро-рафинадного завода, основанного в далеком 1874 году.
Как было сказано в Проекте Мирового банка по реструктуризации фабрики в 1997-1998 годах: «В 1994 году КФКМ и Укрпроминвест создали совместное предприятие "Белые Росы". КФКМ принадлежало 40% совместного предприятия, 50% — Укрпроминвесту и 10% — частным инвесторам. Это совместное предприятие функционировало на территории КФКМ. "Флагманский" продукт КФКМ, шоколадные конфеты "Киев Вечерний", производились этим совместным предприятием. Однако это изделие продавалось в соответствии с договоренностью о "двойном бренде", которая позволяла размещение на коробке логотипа КФКМ и логотипа СП "Белые Росы". Впрочем, в действительности кондитерская фабрика потеряла контроль над производством своего наиболее успешного продукта. В условиях очевидной нехватки брендов на рынке и необходимости инвестирования в рекламу для нового бренда этот шаг, несомненно, был вредным для стратегических долгосрочных интересов КФКМ».
Далее шла статистика: «В 1997 году 5 ведущих кондитерских предприятий Украины делили 60% рынка между собой. Остальные 40% были распределены между 18 крупными производителями, в том числе КФКМ. По оценкам, крупнейшему участнику рынка сладостей, ЗАО "Свиточ", принадлежало 15% рынка. КФКМ занимала одиннадцатое место, а ее доля на рынке составляла 4%». Исходя из которой отчетливо видно: «Рошеном» тогда, как говорится, еще и не пахло! Но первые шаги уже делались: в 1996-1998 годах «Укрпроминвест» стал хозяином кондитерских фабрик в Виннице, Мариуполе и Кременчуге.
Годы спустя ушлые юристы зарегистрируют бренды «Киевский торт», «Золотой ключик» и прочие за «Рошеном» и запретят производить под ними продукцию другим кондитерам — например, ПАО "Киевхлеб". Также Roshen требовал, чтобы суд запретил ООО "Ашан Украина" использовать названия "Киевский торт" и торт "Киевский", а также графических элементов в виде листьев каштана, поскольку покупатель может спутать упаковку с тортом производства Roshen. Скорее всего, такой сыр-бор потому, что потребители часто делали выбор в пользу действительно качественных тортов, а не в пользу эрзац-легенд с полным набором заменителей, «идентичных натуральным». Известно, что главный кондитер корпорации часто перебирает с разными заменителями — а это, как правило, добавляет не сладости, а горечи, причем во все, что он на себя перебирает…
В итоге к 2012-му «Рошен» стал №2 в СНГ и №18 в мире производителем кондитерских изделий. А на Украине его 27% суммарно равнялись долям двум донецким компаниям АВК и КОНТИ. Теперь, с оставшимися на неподконтрольной Киеву части Украины фабриками, ни АВК, ни КОНТИ «Рошену» не конкуренты. Можно вспомнить еще «наезд» вроде бы по политическим мотивам на старую коммунистку — директора корпорации «Бисквит-Шоколад» (Харьковской бисквитной фабрики) Аллу Коваленко. И совершенно уже вопиющий международный скандал с рейдерством Житомирской кондитерской, который сопровождался арестом фактического владельца — американского гражданина! — Игоря Бойко. Но там вроде бы Петр Алексеевич ни при чем, там присные Сергей Пашинский с Татьяной Черновол обрели себе сладкие блага. С другой стороны — какой же ты, извиняюсь, гарант Конституции в таком случае, если у тебя в стране иностранную частную собственность с помощью титушек и нацгвардейцев переписывают?! «Ничего личного, просто бизнес»…
Сейчас в мировом рейтинге производителей сладостей Candy Industry ТОР-100 за 2018 год Roshen занимает 27-е место с оборотом в $800 млн, 10 тыс. сотрудников и 8 производственными площадками. И это без Мариупольской фабрики: с 31.12.2013 года она не работает. Якобы по итогам года накопилось убытков на 1,5 млн долларов США, и дальнейшая работа потеряла смысл.
Потому что смысл для президента — в деньгах: профильное интернет-издание Ассоциации РОСКРАХМАЛПАТОКА еще в 2016 году сообщало: «Импорт крахмала кукурузного начиная с июля 2016 года увеличился в четыре раза, патоки крахмальной — в четырнадцать раз! Объем украинского импорта составляет около 75%. ПАО «Днепровский КПК» (который тоже в собственности президента Украины!) обладает наибольшей производственной мощностью среди всех стран СНГ (более 250 тыс. тонн в год) и способен был заполнить до 65% российского рынка крахмалопродуктов. Очевидно, что Петр Алексеевич в разгар патриотического угара достаточно результативно призывал «Геть от Москвы!» всех, но только не топ-менеджеров своих предприятий.
Таким образом, с приобретением немецких активов Порошенко стал одним из крупнейших производителей крахмала и патоки в ЕС. А на встречах с Меркель, вполне вероятно, речь могла идти не только о «Северном потоке-2», но и о гарантиях своего бизнеса после вполне вероятного переизбрания. Только, говорят, Меркель не знает английского, а Порошенко не знает немецкого, поэтому — для секретности темы — говорить они об этом могли только на русском, который фрау канцлер знает после стажировки в Донецке в годы ГДРовской юности вполне прилично. Такое получается интересное кино…
***
Вдумчивого читателя все это время может беспокоить вопрос: при чем тут упомянутый в заголовке фильм Федерико Феллини 1960 года «Сладкая жизнь» — La Dolce Vita? Своеобразное горькое послевкусие вместо ответа — в критическом материале о фильме философа Жана Бодрийара под названием «Прозрачность зла»: «Мы прошли всеми дорогами производства и скрытого сверхпроизводства предметов, символов, посланий, идеологий, наслаждений. Сегодня игра окончена — все свободны. И все мы спрашиваем себя о главном: что делать теперь, после оргии?»