Но случай с селом Рачки — особенный и во многом показательный. С 1939 и по 2016 год этот населенный пункт именовался Кирово. С таким ярко выраженным советским названием пребывать в современной упорно фашизирующейся Украине категорически не рекомендуется. Если уж до генералиссимуса Суворова добрались, а Лермонтова и Пушкина объявили «вредными советскими поэтами», то чего уж говорить о видном революционере, советском государственном и политическом деятеле Сергее Мироновиче Кирове.
Словом, в один прекрасный день, а именно 19 мая 2016 года, Верховная Рада, в общем потоке из еще десятков украинских населённых пунктов с недостаточно лояльными действующему режиму названиями, приняла решение о переименовании и упомянутого села. До того как стать Кировым, оно называлось Рачки. Это исконное название и было возвращено из небытия.
Но произошел удивительный и почти немыслимый для сегодняшней Украины случай. Рачки восстали! Местные жители запротестовали против этого названия: мол, оно и исторически недостоверно, да еще и, мягко говоря, не слишком благозвучно.
В принципе, понять их можно. Неоднозначное для восприятия название. Не то слишком игривое, вплоть до повышенной степени эротизма, не то обидное, до уничижения. А представьте, каково местному начальству, например, звонить в район: «Это Рачки, голова сельской рады вас беспокоит». Смех да и только.
Конечно, потребуй Рачки вернуть им привычное название «Кирово» — это было бы слишком смело. Пожалуй, формирования активистов-евроинтеграторов уже в полной выкладке выехали бы на место для подавления бунта и зачистки территории. Потому селяне мудро предложили альтернативное решение. Мол, пусть будет село Подольское. Хорошее такое, нейтральное название, чтобы при всякой смене власти не надо было переименовывать. К тому же, привязано к географии — населённый пункт расположен на Подольской возвышенности.
Но не тут-то было. На робкий голос низов сурово отреагировали Институт украинского языка НАН Украины и знаменитый, благодаря маниакальной тяге Владимира Вятровича все порушить и над всем надругаться, Украинский институт национальной памяти. Эти заведения сочли нецелесообразным переименование села Рачки в Подольское. Аргументировали это тем, что Рачки — название как раз историческое, встречавшееся в источниках, начиная еще с XVII века. И нечего-де выделываться, сказано Рачки, значит, Рачки.
Логика, историзм и последовательность — вот что характеризует упомянутые абзацем выше институты. Правда, это не помешало нафантазировать и притянуть за усы провинциального актера Марка Кропивницкого, чтобы стереть с глобуса Кировоград, который раньше, испокон веков был Елисаветградом. Или, скажем, обрезать Днепропетровск по самый Днепр, в то время как рожден тот был Екатеринославом. О Сичеславской области, центром которой теперь является Днепр, просто молчу. Это высшая степень циничного издевательства над местным населением, с элементами глумления даже.
Депутаты Рады, правда, в случае с Рачками не стали принимать сторону Вятровича и его шайки — что тоже происходит не так уж часто.
В общем, одними Рачками на Украине станет меньше, а Подольским больше.
Но ничего, остались же еще Рачки в Чудновском районе Житомирской области и в Володарском районе Киевской области. В последнем случае, правда, ударение на «и». Тем не менее, есть над чем подумать, что попереименовывать на радость институтам, парламентариям и просто досужей публике.