Во вторник, 18 декабря, израильский журналист Соломон Манн на своей странице в Facebook рассказал о том, что «Доверенные источники в Иерусалимском патриархате сообщают, что Томос Украине, дарование которого ожидается 6 января во время визита Порошенко и новоизбранного кандидата в митрополиты Епифания в Стамбул, будет содержать обширные ставропигии Фанара в Украине, которые уже согласованы с Порошенко, и в дальнейшем он обещал Фанару закрепить их законодательно. По сведениям неназванного источника, упоминается 38 объектов, но за них все еще идет отчаянный торг с Порошенко, который пытается снизить их количество до 20. Источник утверждает, что на этих объектах патриарх Варфоломей собирается все-таки своим эдиктом учредить патриарший экзархат, чтобы управлять своей ставропигией».
Вчера — пусто, сегодня — густо
Далее, ссылаясь на свой источник, журналист рассказывает, что для унификации новосозданной Православной церкви Украины (ПЦУ) по стандартам Константинопольского патриархата Варфоломей запросил у Госдепа США 150 млн долларов. Половину этой суммы американцы пообещали выплатить уже в 2019 году.
Это сообщение объясняет ту прыть, которую проявил Варфоломей, стараясь ускорить процесс создания ПЦУ и получение томоса, несмотря на то что это был, очевидно, предвыборный проект Порошенко, а так же несмотря на риск конфликта с другими поместными церквями, ну, и наконец, несмотря на тлеющий гражданский конфликт на Украине, в который Вселенский патриарх расколом православия добавил как масла в огонь. Ну, и, наконец, Варфоломей получил в нагрузку токсичного Филарета, с которым ПЦУ что-то надо делать.
С другой стороны, следует учитывать этот момент в оценках самого факта проведения «собора». Несмотря на все издержки для Фанара (резиденция Константинопольского патриархата), прошедшее 15 декабря мероприятие является для него победой. Как бы там ни было, но Варфоломей получил доступ к огромному «рынку» украинских православных, которые были воспитаны в православной поликонфессиональности. Теперь для среднестатистического жителя Ровно или Черкасс смена вывески на храме ничего не изменит: как раньше он ходил, так и продолжит ходить в привычный для него храм. Будет это УПЦ КП, УАПЦ, ПЦУ или УПАПЦ — разница будет практически незаметна для не сильно углубляющегося в церковные каноны того, кого называют "захожанином". Помолится, поставить свечку, отправить таинства, внести свою лепту в ремонт церкви можно будет так же, как он это делал и раньше. И какое дело простому захожанину, что там наверху "не поделили попы"?
Но вот для самого Вселенского патриарха Варфоломея ситуация резко изменяется.
Об этом пишет телеграм-канал «Церквач»: «Три тысячи приходов под управлением Фанара, из которых большая часть не отчисляет никаких взносов (государству. — Ред.), — вот это катастрофа. У одного митрополита Ювеналия (Пояркова) в Московской области паствы до сегодняшнего дня было больше, чем у всей Константинопольской церкви. Теперь Фанар закрепил за собой право на несколько миллионов человек украинской диаспоры плюс ставропигии в самой Украине. Патриарх Варфоломей на Рождество выпишет молодому киевскому митрополиту томос и пойдет считать прибыль. Это просто никак не соотносится с ворчанием в поместных церквях о том, что с ними можно было и посоветоваться».
Поэтому для Фанара игра в томос, конечно же, стоила свеч. Другой вопрос, что с самого начала создание ПЦУ носило привкус скандальности. А эти скандалы как раз и делают всю эту ситорию даже для простых прихожан не такой уж простой.
Шантаж и интриги
Избранный предстоятелем ПЦУ 39-летний «митрополит» Епифаний (Думенко) является протеже «патриарха» Филарета (Денисенко), 89-летнего главы раскольнической УПЦ КП. Фанар был против кандидатуры Филарета на «соборе»: слишком он конфликтная и своенравная фигура, к тому же однозначно представляет украинских раскольников. Поэтому одним из условий предоставления томоса был «самооотвод» Филарета с поста новой церкви. И он пошел навстречу фанариотам.
Но Филарет не был бы Филаретом, если бы он не попытался все-таки сохранить свое главенствующее положение в ПЦУ. И он выдвинул своего протеже — молодого Епифания, хотя и Фанар, и Порошенко видели в роли предстоятеля ПЦУ уже бывшего митрополита Симеона (Шостацкого), представителя канонической УПЦ, близкого к президенту.
Но на «собор» подавляющим большинством явились представители именно УПЦ КП, которые и выбирали предстоятеля ПЦУ. Однако и ряды украинских раскольников оказались не такими уж стройными.
Еще 13 декабря на «соборе» УПЦ КП столкнулись интересы двух групп: ставленников самого Филарета и группы «митрополита» Луцкого и Волынского Михаила (Зинкевича). По итогам собора, судя по всему, у Михаила (Зинкевича) осталась обида на Филарета, и он провел пресс-конференцию, на которой рассказал о том, что его вынудил снять свою кандидатуру Филарет, прибегнув к шантажу.
Вот что пишет издание «Страна.UA»: «Во время собора (Зинкевич) несколько раз встречался с президентом Петром Порошенко и патриархом Филаретом. "Это был просто разговор о будущем церкви Украины. Позиция президента была — давайте договариваться, потому что для Украины это решающий момент", — пояснил духовник. "Я учел то, что ждет нас в будущем, а это разделение, несколько православных церквей, обвинения Константинопольского патриарха в том, что зря с нами связался, обвинения россиян в том, что мы здесь не можем разобраться. И я решил снять свою кандидатуру в пользу единой украинской церкви", — рассказал Михаил.
Он отметил, что перед этим были "жаркие дискуссии" с Филаретом, который настаивал на том, что представители УПЦ КП не могут пойти на собор и самораспуститься, поскольку, выдвинув кандидатуру митрополита Епифания, могут проиграть в выборе предстоятеля новой церкви».
А вот слова Зинкевича на пресс-конференции приводит волынское издание Volynnews: «Ситуация зашла в глухой угол, я не снимал своей кандидатуры, потому что каждый мог быть избран, ничто не мешало быть мне предстоятелем. И тогда встала дилемма: или я стою на своем, действуя в рамках закона… и иду до конца, но другая часть (участников. — Ред.) может покинуть Собор, та, которая поддерживала Филарета. Последствия для меня были понятны — разделение, несколько православных церквей, разделение общества, обвинения Вселенского патриарха, российское торжество… Стоял вопрос: или я и мое эго, или Украина. Поэтому я принял решение, что Украина — прежде всего».
Депутат Волынского областного совета Николай Булыга рассказал ИА «Конкурент» о том, как Филарет добился снятия конкурента: «Филарет путем шантажа президента и церковников добился, чтобы поставили 39-летнего "юношу" предстоятелем новой Церкви. Он проявил себя как политикан. Президент проявил себя как государственный муж, ведь он не мог потерять томос для Украины. Президент был вынужден уговаривать владыку Михаила, чтобы тот отрекся. И владыка проявил мужество и державный подход, и, для того, чтобы Украина не потеряла томос, снял свою кандидатуру. В процессах такого уровня всегда принимало участие государство. Президент Украины сыграл главную роль в получении томоса. А Филарет их всех "попользовал", грубо говоря».
Примечательно, что «митрополит» Михаил Зинкевич и дальше готов бороться за пост предстоятеля ПЦУ: «От желания стать предстоятелем я не отказываюсь. У меня есть свое видение того, какой должна быть церковь».
«Почетный патриарх» Филарет
Отодвинув с помощью шантажа конкурента, Филарет смог выдвинуть на пост своего протеже Епифания и самому сохранить свое влияние, о чем он открыто и заявил на проповеди 16 декабря во Владимирском соборе: «Патриарх остается пожизненно и вместе с предстоятелем управляет Украинской православной церковью. Предстоятель, получивший томос, будет представлять Украинскую церковь извне… Когда нас признают как патриархат, вот тогда патриарх будет представлять Украинскую церковь и извне. А для того, чтобы нас признали патриархатом, нам нужно объединить все украинское православие».
После проповеди руководителям ПЦУ возгласили многолетие. Вначале Филарету и только после него — Епифанию, Константинопольский патриарх Варфоломей упомянут не был: «Великому господину и отцу нашему Филарету, святейшему патриарху Киевскому и всея Украины-Руси и Свято-Успенской Киево-Печерской лавры священноархимандриту и владыце нашему блаженнейшему митрополиту Епифанию…»
Вряд ли подобная игра Филарета будет долго устраивать Фанар. И вот уже спикер Фанара, архимандрит Кирилл Говорун, заявил в интервью «Левому берегу»: «С точки зрения некоторых представителей новой церкви, они могут это сделать без согласования с Константинопольским патриархатом. Я хочу тоже сказать, что в ходе моих дискуссий с Константинополем по этому вопросу я услышал такую точку зрения: если будет пересмотрен устав, будет пересмотрен томос».
Несложно догадаться, что Говорун имеет в виду прежде всего Филарета, который может захотеть в одностороннем порядке пересмотреть условия автокефалии.
Таким образом, можно точно говорить о наличии нескольких потенциальных конфликтных точек внутри и вокруг ПЦУ: во-первых, это группа Михаила (Зинкевича), кандидата, который мог победить на «соборе», но из-за Филарета был вынужден снять свою кандидатуру. Во-вторых, это группа «архиереев» УАПЦ, имеющих богатую историю конфликтов с Филаретом. И в-третьих, это сам Фанар, сейчас вынужденный признать Епифания и прикрывающий глаза на выходки Филарета. Но насколько хватит терпения фанариотов и насколько далеко может зайти Филарет? Вполне можно ожидать того, что после получения томоса 6 января Денисенко и Думенко решат, что им море по колено, и объявят «патриаршество» в одностороннем порядке.