13 декабря, сразу после первого богослужения экзархов Константинопольского патриархата в Андреевской церкви в Киеве, на министра культуры Украины Евгения Нищука снизошло озарение — как решить все проблемы в национально-религиозной сфере страны. Этот известный «специалист в вопросах генетики» предложил создать… новый государственный контролирующий орган.
«Мы создаем в следующем году в связи с предоставлением томоса еще один центральный орган, который будет называться Государственная служба по вопросам этнополитики и свободы совести», — заявил министр журналистам.
Цели, как водится, заявлены благие.
«Чтобы у нас пресекались какие-либо вещи какой-то нетерпимости или нетолерантности по отношению к какому-либо этносу. Мы политконфессионная страна, мы мультикультурная страна и с большим культурным разнообразием, и необходимо принимать во внимание все эти моменты», — сказал Нищук.
По его словам, новый орган будет координироваться Министерством культуры, а проект по его созданию в ближайшее время будет передан на рассмотрение правительственного комитета.
Министр говорит взаимоисключающие вещи
В эксклюзивном комментарии изданию Украина.ру эксперт по межнациональным и межконфессиональным отношениям Дмитрий Скворцов из Киева заявил, что только современный украинский министр — плод невежественной «гидности» — способен нагородить столько взаимоисключающей глупости в одном-двух предложениях.
«Во-первых, пресекать проявления нетерпимости или нетолерантности по отношению к какому-либо этносу должны правоохранительные органы в соответствии с уголовным кодексом, в котором вся эта «нетолерантность» прописана», — уверен Скворцов.
Эксперт также обращает внимание на обоснование создания новой чиновничьей кормушки с «небольшим потоком» для самого Нищука: Украина, дескать, «поликонфессионная страна, мультикультурная страна с большим культурным разнообразием» (и это после дискриминационного по отношению ко всем национальностям, особенно русской, закона об образовании!).
«Это что означает, что если бы Украина не была мультикультурным государством, права представителей других национальностей не следовало бы принимать во внимание?» — риторически вопрошает Дмитрий Скворцов.
«И третье — апогей ахинеи. Причём тут вообще «томос», «в связи с предоставлением которого» учреждается очередная бюрократическая контора? Ведь в христианстве нет ни эллина, ни иудея. Впрочем, это в христианстве. Томос же преподносится как начало «національної церкви».
А в уставе этой «церкви» прописано, что она «взаимодействует с государством» (которое по Конституции отделено от церкви) в вопросах именно «церковного единства». Вот ради этого «единства» в лоно исключительно «национальной церкви» все православные граждане Украины независимо от национальности и будут загоняться указанной госструктурой.
В том же уставе, написанном в Стамбуле, прямо сказано, что все православные граждане Украины, независимо от национальности, априори являются членами «Православной церкви в Украине», а УПЦ (МП) упраздняется. Такая вот свобода вероисповедания согласно подписанному Порошенко с Варфоломеем «угоды» про сотрудничество Украины и Экуменического патриархата», — констатирует эксперт.
Министр культуры, похоже, и сам понял, что хватил лишку, связав предоставление томоса об «автокефалии» с созданием нового госоргана, и попытался «перевести стрелки» на западных партнёров — мол, на протяжении многих лет Украина неоднократно получает рекомендации экспертов Еврокомиссии, Совета Европы и ОБСЕ относительно выделения этих вопросов в отдельный орган исполнительной власти.
«Именно поэтому нами было принято решение оставить в Минкультуры директорат по вопросам этнополитики и свободы совести, который формирует политику в этой сфере. То есть это касается законодательных инициатив, нормативно-правовых актов и тому подобное. В то же время создать орган, который будет реализовывать эту политику. В сфере влияния именно министра культуры уже есть подобные органы — это Госкино и Институт нацпамяти», — сказал Нищук 14 декабря в комментарии государственному агентству «Укринформ».
«Что касается «томоса», то могу предположить, что это предложение было неверно трактовано и стоит разделять эти вопросы. Эти два важных для Украины события совпали во временных рамках. Украина — светское государство. Мы говорим не об отношениях с религией, а об отношениях с религиозными организациями, что, как говорят, «две большие разницы». Этот орган будет отвечать не за религию. Ни в коем случае этого не может быть, потому что в нашей стране каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой», — попытался успокоить общество министр культуры.
Ловить и наказывать
Верится в слова министра культуры с трудом. К примеру, Департамент национальностей и религий Министерства культуры более двух лет отказывается регистрировать уставы более десятка различных религиозных структур УПЦ (МП), причём не только монастырей, но и епархий этой канонической православной церкви.
И хотя в начале декабря 2018 года УПЦ выиграла суд у Министерства культуры по этому поводу, уставы до сих пор не зарегистрированы. А упомянутый Нищуком Институт национальной памяти во главе с Владимиром Вятровичем известен публичными доносами на органы местного самоуправления и частных лиц по поводу нарушения «закона о декоммунизации», следствием чего было их уголовное преследование.
Собственно, именно ради создания корпуса инспекторов, которые смогут «стучать» на «неправильные» организации (религиозные и национальных меньшинств), и создаётся новая госслужба. Министерству культуры напрямую этим заниматься несолидно, да и перед Европой неудобно, а многочисленные заявления «активистов» правоохранительные органы Украины устали рассматривать.
Предполагается, что после создания при Минкульте Украины своеобразного «святого отдела расследований еретической греховности» (так официально именовалась когда-то инквизиция) именно этот орган будет предварительно рассматривать доносы «обеспокоенных граждан» и передавать их… не «светскому суду», как «святая инквизиция» когда-то, а Службе безопасности Украины, ведь именно эта структура при новом киевском режиме занимается вопросами религии и национальных меньшинств.
Служба безопасности одной нации и одной религии
Автор этих строк на себе почувствовал, что такое попытка защитить права нацменьшинств в нынешней Украине. 20 марта 2017 года в родных Черновцах я планировал провести международный круглый стол «Защита прав национальных меньшинств на Украине в процессе евроинтеграции».
Несмотря на присутствие депутата Сейма Польши, высокопоставленных чиновники из Южной Буковины (соседнего региона Румынии), заместителя директора департамента национальностей Министерства культуры Украины, представителей общественных организаций нацменьшинств и профессуры местных вузов, мероприятие было сорвано «активистами», которыми руководили представители полиции и СБУ.
И хотя меня избили и незаконно задержали, уголовное производство было открыто «по факту посягательств на территориальную целостность и неприкосновенность Украины». Несмотря на статус свидетеля, у меня провели два обыска, изъяли телефоны и компьютеры и собирались незаконно арестовать, поэтому мне пришлось покинуть Украину и просить политического убежища в Польше.
Причём это не единичный случай, а государственная политика. За несколько дней до инцидента в Черновцах глава СБУ Василий Грицак фактически обвинил всех проживающих на Украине венгров, румын, болгар, гагаузов и русинов в антигосударственной деятельности. А 29 ноября минувшего года в Киеве националисты из «Свободы» сорвали Форум нацменьшинств Украины, посвященный в первую очередь проблемам закона об образовании в его языковой части.
Как заявил в эксклюзивном комментарии изданию Украина.ру председатель Форума национальных меньшинств Украины, заместитель лидера партии «Разумная сила» Александр Савченко, госслужба, которую создают при Минкульте Украины, несомненно станет новым карательным органом.
«Конечно, в первую очередь будут попытки создать некую вертикаль управления национальными меньшинствами через подконтрольные власти организации и ассоциации нацменьшинств, выделяя им какие-то «пряники» из бюджета на проведение этнографических мероприятий.
Однако поскольку тех же венгров, румынов, болгар в первую очередь интересует сохранение системы образования на родном языке, где курс киевских властей на украинизацию бескомпромиссен, неизбежным является применение «кнута».
Каким он будет, сказать сейчас сложно, но в Минкульте отработаны механизмы давления даже на строительный бизнес, поэтому общественным организациям нацменьшинств придётся несладко», — уверен Савченко.
Таким образом, новая госструктура будет реализовывать два тезиса избирательной кампании Порошенко в их реальном формате: «Один язык. Одна вера».