3-14 декабря в польском городе Катовице проходит 24-я конференция сторон Климатической конвенции ООН (24th Session of the Conference of the Parties to the Climate Convention, COP24). Польские власти готовились к этому саммиту больше двух лет: в ноябре 2016-го на СОР22 в Марракеше было принято решение 24-ю конференцию провести в Польше. Страна принимает подобный форум в третий раз — предыдущие климатические мероприятия ООН проходили в Познани в 2008 году и в Варшаве в 2013-м. На этот раз за место проведения СОР24 соперничали Катовице и Гданьск, но победила «угольная столица». Кстати, этот город с мая 2012-го — побратим украинского Донецка.
На проведение мероприятия польские власти выделили около 70 миллионов долларов, его организацией занимался специально назначенный правительством уполномоченный, госсекретарь Министерства энергетики — Михал Куртыка, автор концепции электромобильности Польши, позже закрепленной в специальной государственной программе. Хотя к СОР24 приковано внимание мировой публики, в самой Польше саммит пока запомнился разве что восстановлением контроля на границах со странами ЕС на время его проведения, «наездами» на Greenpeace и Германию, а также вручением Польше антинаграды «Ископаемое дня» (Fossil of the Day).
Она учреждена международной коалицией Climate Action Network (CAN), объединяющей более 700 экологических групп, и присуждается странам за деструктивное поведение на переговорах в ходе климатической конференции ООН. К примеру, на СОР21 в Париже в декабре 2015-го её лауреатом стала группа стран, включая Россию и Украину. Эти страны, по мнению CAN, мешали миру взять на себя повышенные обязательства по сокращению выбросов промышленных парниковых газов, и тем самым играют на руку глобальному потеплению.
«Даёшь стране угля!»
Стране-организатору СОР24 антинаграда «Ископаемое дня» была присуждена, в частности, за слова её руководства о том, что Польша не собирается отказываться от использования угля в энергетике. Президент Анджей Дуда заявил на саммите, что «использование угля не противоречит защите климата». «Уголь является нашим стратегическим источником энергии. По оценкам специалистов, мы имеем запас угля на 200 лет. <…> Трудно представить, чтобы мы полностью отказались от нашего стратегического сырья», — сказал Дуда. «Энергетическая суверенность должна быть на первом месте», — заключил польский президент.
И хотя Анджей Дуда также подчеркнул, что Польша будет развивать «чистые» источники энергии, ядерную энергетику, стремиться максимально снизить загрязнение атмосферы, в 2017 году 48,2% электроэнергии в Польше произведено на угольных ТЭС, и вряд ли результаты в текущем году будут сильно отличаться. Кроме того, как заявил на СОР24 председатель Верховной контрольной палаты Кшиштоф Квятковски, среди всех стран-членов ЕС в Польше качество воздуха самое худшее. «Лучшая иллюстрация этого: из 50 городов Европы с самым загрязнённым воздухом — 36 городов находятся в Польше», — подчеркнул Квятковски.
Однако на критику со стороны экологических организаций в Польше реагируют болезненно. К примеру, твит Greenpeace-Польша, в котором слова Анджея Дуды были названы «скандальными», породил настоящую атаку польских сетевых хейтеров. Её начала группа троллей #DrugaZmiana, созданная депутатом Сейма от правящей партии «Право и cправедливость» (ПиС) Доминика Тарчиньского. Причём среди более чем 500 ругательных комментариев большинство посвящено не столько самой организации Greenpeace, сколько Германии. Мол, эта страна вырабатывает больше всего СО2 в ЕС (действительно — 21,1%, по сравнению с 8,97%, Польши, находящейся по этому показателю на пятом месте в Евросоюзе) и вообще сжигает почти половину всего угля в ЕС, но немецкая пропаганда делает из Польши самого большого загрязнителя в Европе. Не обошлось и без привычных комментариев типа «Путин всегда заранее благодарен за все ваши тексты».
Протест экоактивистов «ушёл в гудок»
Однако Greenpeace и Climate Action Network — это в основном «разрешённые экоактивисты», официально принимающие участие в СОР24. А вот их более радикальных коллег, которые собирались принять участие в привычных для таких мероприятий акциях протеста, в Польшу либо не допустили, либо задержали на месте и выдворили. Поэтому в «Марше за климат» 8 декабря в Катовице приняли участие чуть более тысячи человек, и весь протест в буквальном смысле «ушёл в гудок»: участники марша пришли с будильниками, дудками, барабанами или включили будильники на своих телефонах, чтобы создать как можно больше шума и «разбудить политиков, СМИ, предпринимателей, потребителей и всех других спящих людей», напомнив им о проблемах экологии.
Кстати, среди недопущенных в Польшу оказалось семеро граждан Украины, членов организации «Екодія» («Экодействие»), официальная причина — они «считаются угрозой государственной политике, внутренней безопасности, общественному здоровью или международным отношениям государства-члена Европейского союза». При этом двух их коллег, всё же сумевших приехать в Катовице, почти на сутки задерживала польская полиция, их освобождением занимался консул Украины, а рапортовал об этом лично «поющий посол» Андрей Дещица.
Стоит отметить, что хотя саммит СОР24 очень популярен среди пользователей интернета (согласно исследованиям Brand24, за последние семь дней тема интересовала более 531 миллиона людей, в том числе в первый день саммита 3 декабря — 135 миллионов), никого из мировых лидеров на нём не было. На минувшей неделе, кроме президента и премьера Польши, в СОР24 приняли участие Генеральный секретарь ООН, еврокомиссар по энергетике, президенты Австрии, Албании, Ботсваны, Латвии, Македонии, Словении, Финляндии, Хорватии, Черногории и Швейцарии, а также премьеры Голландии, Испании, Намибии и Эстонии. Однако самыми резонансными были выступления американских киноактёров, подвизающихся ныне на экологической ниве, — Леонардо ди Каприо и Арнольда Шварценеггера.
Игра по правилам или игра с правилами?
Нынешняя неделя на СОР24 будет менее публичной — участники саммита на уровне профильных министров попытаются выработать способы и правила реализации положений Парижского соглашения по климату. Это первое глобальное климатическое соглашение, подписанное 194 странами в декабре 2015 года, которое определяет мировой план действий по сдерживанию глобального потепления. Документ не предполагает отказа от ископаемого топлива и ограничения выбросов углекислого газа, однако все его стороны должны принять меры по снижению выбросов, технологическому перевооружению и адаптации к изменениям климата.
Несмотря на то что в итоговой декларации саммита G20, который недавно прошёл в Буэнос-Айресе, сказано, что страны, подписавшие Парижское соглашение, подтвердили его необратимость и обязались обеспечить его полное выполнение, а также заявили о намерении продолжать борьбу с климатическими изменениями, «одновременно поддерживая экономический рост и устойчивое развитие», реализацию документа ставит под угрозу позиция Соединённых Штатов, которые, в свою очередь, подтвердили решение президента Трампа выйти из соглашения. Поэтому неудивительно, что выступление представителя США на СОР24 было встречено смехом и выкриками активистов и практически сорвано.
Испанская газета El Pais, которую широко цитируют польские СМИ, 10 декабря сообщила, что США, Россия, Саудовская Аравия и Кувейт создали на СОР24 неформальную группу, которая уже заблокировала публикацию отчёта экспертов ООН о борьбе с глобальным потеплением и прилагает все усилия к тому, чтобы на саммите не были приняты обязывающие документы. В тот же день президент СОР24 Михал Куртыка заявил, что «успех Катовице в руках сторон». «У нас есть еще несколько вопросов, которые мы должны завершить — с точки зрения задач, которые должны быть решены, но министры постепенно продвигаются», — сказал польский политик.
Ранее министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин, принимающий участие в СОР24, заявлял, что Россия может ратифицировать Парижское соглашение по климату, если способы и правила его реализации будут прописаны чётко и не будут допускать двойного толкования. Украина ратифицировала это соглашение ещё 14 июля 2016 года без каких-либо замечаний. При этом министр экологии Украины Остап Семерак на саммите в Катовице занимается не столько обсуждением профильных документов, сколько борется с включением данных по Крыму в российский отчёт о выбросах и абсорбции парниковых газов, а также пытается отменить запрет на въезд в Польшу для упомянутых выше украинских экоактивистов.