Как чайный бизнес гостиницей стал
А вот гостинице «Большая Московская» была уготована судьба навсегда остаться в памяти миллионов граждан СССР благодаря кинематографу. Интерьеры отеля сохранились в кадрах фильма «Золотой теленок». Великий Комбинатор со своими подручными жил в ней до переселения в «воронью слободку» Васисуалия Лоханкина.
Строительство гостиницы «Большая Московская» пришлось на бум отельного бизнеса в Одессе. Гостиницы и доходные дома в городе строили все, у кого были свободные деньги. В их числе оказались предприниматели Дементьев и Васильев, владельцы торгового дома, специализирующегося на торговле товарами с Востока: чаем, кофе, японским шелком, китайскими веерами и бамбуковой мебелью.
Дементьев и Васильев по примеру коллег решили возвести для своего предприятия роскошный офис. Для этого в 1901 году они выкупили полуразрушенный дом Бирюкова по Дерибасовской, 29. Бирюков продал им бывший дом Гааза (Марини), а сам перебрался на улицу Еврейскую, 43.
В качестве архитектора гостиницы был приглашен известный в городе Лев Львович Влодек — уроженец Житомира (1842), в Одессе — с 1864 года. Служил он в строительном комитете при одесском градоначальнике, в управлении главного инженера черноморских портов.
Талант Льва Влодека принес Одессе десятки шедевров архитектуры, вершиной его труда на благо города являются «Дом с атлантами» и гостиница «Пассаж». Фирмачи строили, в первую очередь, не доходный дом и гостиницу, а, скорее, главный офис своего торгового предприятия, строили масштабно, с размахом. Не подозревая, что как раз ко времени окончания строительства (1904 год) русско-японская война приведет к катастрофическим последствиям и всю империю, и в частности многих предпринимателей, связывающих свои коммерческие интересы с Востоком.
И пришлось Дементьеву и Васильеву вместо офиса строить гостиницу, которая должна была улучшить их финансовое положение. Хотя на первом этаже все же нашлось место для чайного магазина, конторы «Дементьев и Ко», магазина ламп И.И. Ради, галантерейного магазина Ш. Нестермана и «татарского» ресторана. Согласно документам, хранящимся в Государственном архиве Одесской области, акт обследования полностью оборудованного отеля датирован 28 февраля 1904 года.
«Большая Московская» в 1905 году — это роскошное пятиэтажное здание, выполненное в популярном в начале прошлого века стиле модерн. Даже на Дерибасовской оно выделялось своим бельэтажем с огромными окнами, предназначенными для витрин магазинов, и изысканнейшей лепниной на стенах 2-го,3-го и 4-го этажей.
Кроме того, в гостинице функционировал один из первых лифтов, в номерах имелись ванны, электрическое освещение и паровое отопление. «Большая Московская» была гостиницей, первоклассной в смысле интерьеров и сервиса, но относительно недорогой — от рубля в сутки за номер, поэтому быстро стала одним из самых популярных отелей в городе.
Фактическим хозяином гостиницы (арендатором помещений) был купец второй гильдии Дмитрий Петрович Ляшенко. Он имел серьезный капитал, недвижимость, а одним из основных его бизнесов был похоронный. Погребальная контора и "фабрика гробов" Ляшенко, помещавшаяся сразу за Успенской церковью, на углу Преображенской и Базарной, считалась самой достойной в Одессе.
Ильф, Паустовский и другие
Но подлинную славу гостинице создал литературный образ "Геркулеса", мастерски нарисованный Ильфом и Петровым.
Илья Ильф в 1921 году служил бухгалтером в опродкомгубе (особой губернской продовольственной комиссии по снабжению Красной армии). Продовольственное учреждение поместилось в здании бывшей гостиницы летом 1920 года. В "Золотом теленке" прямо сказано, что опродкомгуб находился напротив Городского сада, "в бывшей гостинице".
Константин Паустовский поступил сюда на службу еще в 1920-м. В те же годы и тут же, в "Большой Московской", помещалась редакция "журнала литературы, искусства, театра и кино" "Силуэты", сотрудниками которого помимо Ильфа и Паустовского были многие известнейшие впоследствии литераторы, журналисты, литературоведы: Исаак Бабель, Юрий Олеша, Лев Славин, Семен Кирсанов, Татьяна Тэсс, Семен Гехт, Осип Колычев, Сергей Бондарин, Михаил Алексеев, Борис Флит и др.
В самом начале 1930-х гостиницу привели в более или менее актуальный вид: здесь было уже 92 номера вместо прежних 75. И в дальнейшем "Большая Московская" не относилась к числу интуристовских: здесь обитали по большей части командировочные.
В позднесоветском периоде на первом этаже бывшего отеля располагался лучший в городе кондитерский магазин и кинотеатр документального кино «Хроника», а вот верх здания порядком обветшал. Гостиница находилась не просто в аварийном, а в катастрофическом состоянии.
Для хорошего человека и миллиона не жалко
В 2000 году обветшавшее здание гостиницы «Большая Московская» было выкуплено компанией «Инкор-групп», принадлежащей одесскому строителю-миллионеру Руслану Тарпану, с обязательством реконструировать его в соответствии с историческим обликом.
Почти 10 лет из-за бюрократических войн гостиница простояла без ремонта, постепенно разрушаясь.
Только 2006 году градостроительный совет Одессы дал добро на реставрацию и реконструкцию здания бывшей «Большой Московской» компании «Инкор-Групп», утвердив представленный компанией проект. Архитектором был избран испанец Альберто Фойо, но позже его заменили на пару одесситов Повстанюков.
Перед началом реставрации Руслан Тарпан инициировал изыскания в архивах Вены, где провёл последние годы архитектор гостиницы Лев Влодек. Специалисты смогли по оригинальным рисункам и чертежам воссоздать все характерные для модерна элемента декора. На фасаде восстановлены по оригинальным формам 21 000 элементов аутентичного декора. По периметру крыши также появились каменные вазы. В 2014 году из Италии были привезены хрустальные шары, утраченные еще в середине ХХ века. Были восстановлены аутентичные скульптуры грифонов. Все эти элементы соответствуют изначальному замыслу архитектора, но были утрачены еще в 1920—1940-х годах.
Единственным отступлением от полной реконструкции стали два цинково-титановых этажа, надстроенные на крыше, которые несколько изменяют аутентичный стиль знания.
Фактическая реконструкция гостиницы была закончена в 2014 году. Однако к внутренней отделке помещений собственники не приступили из-за нехватки средств, в связи с чем компания «Инкор-групп» ищет инвестора.
С тех пор гостиница «Большая Московская» стала одним из украшений улицы Дерибасовской, впечатляя гостей и жителей города своим имперским убранством и очень эксцентричным внешним видом. Гостиница до крыши окрашена в зеленый цвет, а ее цинково-титановые надстройки придают зданию несколько необычный, сказочный вид. Быть может, они не входили в планы архитектора Льва Влодека, но добавили зданию очень интересный колорит.
Судя по использованным строительным материалам и качеству самих строительных работ (на бетоне отсутствуют трещины, несущие стены выполнены из силикатного кирпича и железобетона) реконструированное здание гостиницы «Большая Московская» надежно укреплено и простоит значительно дольше оригинала, который был выполнен из ракушняка и из-за особенностей конструкции крыши был быстро разрушен морским климатом Одессы.
"Большая Московская" для лучших времен
В принципе, нежелание Руслана Тарпана вкладывать деньги в достройку "Большой Московской" логично и понятно. Большая гостиница в центре города для собственной окупаемости должна иметь постоянную клиентуру в течение всего года. Если до Майдана 2013-2014 годов деловая активность в Одессе позволяла принимать гостей, в том числе и зимой, то после "революции гидности" из-за спада экономики произошло смещение потока туристов исключительно на летнее время.
Причем финансовые способности самих гостей оставляют желать лучшего. Для большой гостиницы в центре города, которую нужно отапливать зимой, подобный дисбаланс грозит банкротством. Поэтому вложение во внутреннюю отделку и закупку оборудования еще большего количества денег, чем в постройку самого здания, грозит обернуться их невосполнимой потерей. Вот и ждет отель, как и вся Одесса, лучших времен.