По ее словам, на Украине возникла юридическая коллизия: по суду с 4 июля были отменены проверки внутренне перемещенных лиц по фактическому месту пребывания, при этом акты проверок переселенцев дома суд не отменял.
В разъяснениях Минсоцполитики говорится, чтобы переселенец получал пенсию, инспектор должен проверить его жилищно-бытовые условия и составить акт.
«Сейчас, к сожалению, сложилась такая практика, когда на местах разъяснения Минсоцполитики о проведении проверок переселенцев трактуется неоднозначно. В некоторых регионах инспекторы вообще не выходят на проверки, в других — инспекторы управления соцобеспечения договариваются по телефону с переселенцами, чтобы они пришли, написали заявление и договорились о дате и времени проверки», — сказала Одинцова.
Кроме того, переселенцев часто заставляют проходить дополнительные проверки после каждого пересечения линии разграничения, а не раз в полгода, как это положено по закону.
Переселенец имеет право находиться в Донбассе до 60-90 дней, если срок превышен, пенсионные выплаты могут приостановить. Однако на деле, по словам Одинцовой, уже само пересечение линии разграничения является поводом для прекращения социальных выплат, в том числе пенсий. Восстановить же их непросто: нужно написать заявление, дождаться инспекторской проверки места фактического проживания. Это может затянуться на несколько недель, выплаты откладываются.
«Так, с одной стороны, государство экономит бюджетные средства Пенсионного фонда, а с другой — накапливает пенсионные долги переселенцев. И когда люди получат гарантированные Конституцией выплаты — неизвестно. Поскольку в апреле Кабинет Министров принял Постановление №335, которым прекращаются выплаты задолженностей по пенсиям переселенцам к появлению отдельного порядке. Например, если вам перестали платить пенсию в мае, документы на восстановление вы подали в июне, а фактическое восстановление выплат произошло в июле, то свою пенсию за май и июнь вы не получите. Ведь отдельный порядок получения задолженности до сих пор не существует и когда он появится — неизвестно», — отметила аналитик.
В результате этой юридической коллизии почти 100 000 переселенцев потеряли пенсии в период с апреля по июнь 2018 года.
С весны 2015 года власти ДНР и ЛНР начали самостоятельно выплачивать пенсии жителям, а с мая — и зарплаты бюджетникам. Вопрос возобновления выплат обсуждается на встречах экономической подгруппы по Донбассу в Минске. Одним из предложений являлась выплата пенсий жителям ДНР и ЛНР через международный комитет Красного Креста. В ДНР заявляли, что Киев блокирует эту инициативу. Украинские власти предлагают населению приезжать в другие регионы и получать там начисленные им средства.
Весной глава Донецкой области Павел Жебривский подчеркивал, что особенно критическая ситуация складывается для людей с особыми потребностями, которые в Донецке или Снежном прикованы к постели и не могут приехать на территорию Украины для прохожедния идентификации.
19 сентября глава мониторинговой миссии ООН по правам человека Фиона Фрейзер в ходе презентации в Киеве доклада, составленного в период с 16 мая по 15 августа 2018 года, говорила, что процедура выплат должна быть изменена.
Она отмечала, что ООН одобряет решение Верховного Суда Украины, который 4 сентября признал незаконным отказ Пенсионного фонда выплачивать пенсии внутренне перемещенным лицам на основании процедуры верификации (включая платежки за коммунальные услуги), утвержденной Кабинетом Министров.
«Мы надеемся, это решение приведет к национальной политике, которая обеспечит выплату пенсии всем гражданам Украины, несмотря на место их проживания», — отмечала глава мониторинговой миссии.
Напомним, согласно статье 46 Конституции Украины пенсия не является социальной помощью государства — это гарантированная собственность пожилого человека.