Дипломат напомнил, что первая ветка «Турецкого потока» уже готова, Германия приступила к строительству «Северного потока-2», а не дождавшись разрешения Дании и Швеции на прокладку труб по своей территории.
«В кулуарах немецкие и французские предприниматели откровенно недоумевают, как можно отказаться от такого выгодного предприятия, как контроль над практически половиной экспорта российского газа в ЕС, только потому, что это не нравится Польше, странам Балтии и Украине», — сказал чрезвычайный и полномочный посол Украины Сергей Корсунский.
По его словам, похоже, что уже никто и ничто не повлияет на реализацию проекта «Турецкий поток», поскольку Анкара не присоединяется к антироссийским санкциям. К тому же в конце мая «Газпром» и правительство Турции во внесудебном порядке урегулировали вопрос о тарифах на газ, поставленный турецкой стороне в 2015-2016 годах. Россия предоставила скидку в размере 10,25%, в которой Анкаре было отказано три года назад, и в результате перерасчёта вернёт около $1 млрд.
Как отмечает Корсунский, благодаря новому газопроводу по транзиту через территорию Турции будет проходить до 30 млрд кубометров газа, а это обеспечит дополнительный доход государственный бюджет и укрепит её позиции как региональной державы.
«Одно из возможных объяснений — это стремительные геополитические трансформации, реальное переформатирование мировой политики, когда основные процессы концентрируются вокруг США, России и Китая при видимой значительной утрате роли ЕС. Похоже, что основное время игры «за» или «против» трубных интриг Кремля вышло, и счет не в нашу пользу», — заявил дипломат.
Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер допустил, что после запуска газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» объём транзита топлива через территорию Украины сократится до 10-15 млрд кубометров в год, однако Киев должен обосновать экономическую целесообразность нового контракта на транзит. Однако министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик настаивает, что при прокачке свыше 40 млрд кубометров украинский маршрут будет выгоднее, чем по газопроводу по дну Балтийского моря.