Сергей Аксёнов намекнул, что задержание экс-мэра курортной столицы это фактически судебная повестка ему. «Чувствуется чей-то заказ, — заявил глава республики, — На мой взгляд, это провокация против органов власти Республики Крым. Поскольку в имеющихся материалах отсутствует состав преступления, то я расцениваю это как привет лично мне. Мне даже кажется, что поскольку речь идет о пляжной территории, кое-кто из должностных лиц обиделся на то, что у него нет личного пляжа».
По сути обвинений, предъявленных Ростенко, следствие полагает, будто он незаконно отрезал морской пляж у санатория МВД «Алупка». Господин Аксёнов эту версию категорически опровергает: «Дело возбудили за якобы нанесенный ущерб Республике Крым в части того, что муниципальным образованием — город Ялта был оформлен за собой участок в 26 соток, свободный от строений, который должен был в свое время передаться ФКУЗ "Санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел РФ. Это решение было от 2015 года, когда у нас отсутствовали базы, кадастровые схемы, регистрационные дела, то есть данные фонда имущества никто не знал. После этого в течение двух с половиной лет участок находился в муниципальной собственности, никогда из муниципальной собственности не выбывал, попыток продажи не было. На сегодняшний день участок находится в республиканской собственности. Ни я, ни кто-либо из представителей властей республики не обращались в правоохранительные органы о причиненном республике ущербе».
Разумеется, нельзя исключать того, что именно пляж санатория МВД стал причиной раздора между министерством и властями Крыма, но, кажется, на этот раз дело серьёзней. На полуострове ходят настойчивые слухи о возможной отставке Аксенова и продолжающиеся конфликты вокруг земельных участков лишь одна из причин. У рядовых крымчан и федерального Центра накопились вопросы: почему при таком мощном финансировании нет истинного прорыва в развитии региона (серьёзные достижения — вроде Крымского моста, нового аэропорта и электростанций — это заслуга федералов).
Крымское чиновничество со времени развала СССР максимально эффективно занимается одним видом деятельности — распределением земли благословенного полуострова. Неразбериха, возникшая после перехода Крыма в ведение РФ, на некоторое время даже усилила правовой нигилизм вчерашних украинских чиновников. Чиновничество брало из законодательства Украины и России, что ему выгодней на данный момент, то есть — решаемо за деньги. И хотя Москва чётко указала, что права собственности сохраняются за недавними украинскими гражданами в полном объёме, в Крыму начался новый земельный передел.
Чтобы остановить стихийный процесс, господин Аксёнов специальным указанием в прошлом году ввел мораторий на переоформление земель на ЮБК, потом продлил его на полгода, а в той же Алуште вообще начали собирать документы на переоформление земли по-новой. Люди штурмуют кабинеты, отчаянно ругают местную власть и пишут письма Путину. Видимо, часть этих посланий все же дошла по адресата. Да и соцопросы показывают, что обещанные социологами три года т.н. «Крымского консенсуса» (когда люди согласны прощать власти некоторые огрехи ради достижения стратегической цели) иссякли.
Если наилучшие ожидания людей оборачиваются произволом чиновников, имиджевые потери несёт все государство. Отсюда активизация работы прокуратуры, МВД и ФСБ на полуострове и принятие кадровых решений по мэрам нескольких крымских городов. Хотя, если разобраться, проблема глубже, нежели нерадивость отдельных должностных лиц. Особенности законодательства РФ в области земельных отношений и частного строительства толкают людей на различные ухищрения. И огромное количество личной недвижимости рядовых россиян за рубежом — это не признак особенной нелюбви к родине, но, в числе прочего, обратная реакция на сложную процедуру приобретения земли и серии обременительных разрешений на частное строительство. Часто куда проще купить за рубежом уже готовое.
Серьёзную попытку разобраться с противоречиями украинского и российского законодательства, навороченными самостроями, анархизмом садовых товариществ предпринимают сегодня власти Севастополя. Вступает в силу программа государственного кадастрирования, когда за казённый счёт власть все-таки определит границы участков и понимание, что же на них стоит. Любой порядок начинается с полной инвентаризации. И потому украинским собственникам все-таки необходимо объявиться в Крыму, если они эту необходимость до сих пор игнорировали, — переходный период заканчивается. В России нет приватизации земли по праву гражданства и автоматически она не продлевается — иностранным гражданам надо оформлять долгосрочную аренду. И не говорите потом, что я вас не предупреждал.