«Газпром» после решения Cтокгольмского арбитража не в свою пользу инициировал расторжение контрактов на поставку и транзит газа с НАК «Нафтогаз Украины». Об этом сообщил «Интерфакс».
«Стокгольмский арбитраж, руководствуясь двойными стандартами, принял ассиметричное решение по контрактам на поставку и транзит газа с НАК «Нафтогаз Украины». Таким образом, решение арбитража существенно нарушило баланс интересов сторон по данным контрактам», — заявил глава правления «Газпрома» Алексей Миллер.
«Арбитры аргументировали свое решение резким ухудшением состояния украинской экономики. Мы категорически против того, чтобы за наш счет решались экономические проблемы Украины. В такой ситуации продолжение действия контрактов для «Газпрома» является экономически нецелесообразным и невыгодным», — сказал он.
«Газпром» вынужден немедленно начать процедуру расторжения контрактов с НАК «Нафтогаз Украины» на поставку и транзит газа в Стокгольмском арбитраже», — заявил он.
Следует отметить, что действия руководства российской компании сразу усиливают позиции Москвы в вопросе прокладки второй ветки «Северного потока». Если транзитный контракт с Украиной будет досрочно расторгнут, а обходные маршруты поставок не будут завершены, Европа рискует столкнуться с катастрофическим дефицитом газа.
В ближайшие годы его не смогут перекрыть никакие поставки сжиженного газа с Ближнего Востока или из США, которые только через 4 года запустят свои многочисленные СПГ-терминалы, которые позволят заместить российский газ. Так что действия «Газпрома» смело можно называть ударом на опережение в борьбе за европейский рынок газа с Соединенными Штатами. Как писало наше издание, это игра, призом в которой будут сотни миллиардов долларов ежегодно.
Роль украинской ГТС в планах США весьма существенна. Если подконтрольный Штатам киевский режим ее перекроет, то Европа оказывается отрезанной от газа из РФ — естественно, при условии, что нет альтернативных маршрутов поставок. Поэтому и возникали серьезные препятствия в прокладке Северного и Турецкого потоков — но теперь, после жестких заявлений «Газпрома», эти препятствия вполне могут исчезнуть.
Издание Ukraina.ru связалось с сопредседателем Фонда энергетических стратегий Дмитрием Маруничем, который прокомментировал демарш руководства российской компании, проблемы Украины с газом и оценил последствия конфликта для перспектив дальнейшего сотрудничества Киева и Москвы в нефтегазовой сфере.
— Прежде всего хочу заявить, что я не агент «Газпрома», я на него никогда не работал. Более того, вменяемые люди здесь, в этой стране, где я нахожусь (на Украине — ред.), да и даже в самом «Нафтогазе» не предполагали, что решение арбитража будет таким. Смотрите, что по факту получилось: претензии «Газпрома» по пункту контракта «бери или плати» практически в полном объеме были отвергнуты, а претензии «Нафтогаза» по пункту «качай или плати» были удовлетворены. Извините, но это же какой-то театр абсурда. Более того, санкций по транзитному контракту за недобор объемов прокачки не было.
Эта норма просто перекочевала из предыдущего транзитного контракта. Я тогда работал в «Нафтогазе» и хорошо знаю ситуацию. Это не какое-то ноу-хау контракта 2009 года. Этот пункт никто не выполнял и тогда, когда действовали предыдущие контракты. Здесь нарушение паритета (решением Стокгольмского арбитража — ред.) очевидно, и я был если не шокирован, то очень удивлен, как и многие вменяемые люди на Украине. Я уверен, что и Коболев (глава «Нафтогаза» — ред.) не ожидал такого решения. Для него большим успехом было бы, если бы компенсация покрыла часть долга, а полное покрытие долга было бы мегауспехом. Но даже на это не особо рассчитывали. Поэтому чем объяснить такое решение Стокгольма — непонятно.
- Украина столкнулась с дефицитом газа. «Газпром» отказался от поставок с 1 марта. Можно ли было все решить по-хорошему, договориться?
— То что мне известно из своих источников — «Газпром» был готов пойти навстречу и начать поставки с 1 марта. Но это было до решения Стокгольмского арбитража по транзитному контракту. Ну а после, особенно когда Порошенко начал кричать, что «сейчас имущество «Газпрома» арестовывать будем», у российской компании, я считаю, не оставалось другого выбора. Думаю, эта победа в Стокгольмском арбитраже может выйти боком Коболеву и компании.
- Коболев и Порошенко обвиняют «Газпром» в нехватке газа на Украине.
— Это типичный идиотизм клоунов при власти. Они обвиняют во всем «Газпром», Путина, но не себя. Со стороны это выглядит анекдотично, но эти люди определяют политику страны.
Они повесили у себя на сайте «Нафтогаза» счетчик, который гордо показывает — мы уже 700 суток не покупаем газ у «Газпрома», а теперь обвиняют «Газпром» в том, что у них не хватает газа. Две недели назад «Нафтогаз» всех убеждал, что газа нам хватит, а теперь оказалось, что они просчитались. А на следующий отопительный сезон они намереваются уменьшить и эти небольшие запасы еще на 10%.
Подчеркну: нехватка газа — прямой просчет главы «Нафтогаза» Коболева. Давно было понятно, что рано или поздно из-за холодов может случиться такая ситуация, особенно в конце отопительного сезона, когда газа в определенные периоды не хватит.
- С чем связана поспешность, с которой «Нафтогаз» на фоне скандального решения Стокгольмского арбитража кинулся закупать газ у РФ, не подготовив необходимые документы?
— Коболев испугался. Он же видит, что нарастает потребление газа в стране, а покрыть его нечем. Поэтому срочно обратились к «Газпрому», чтобы закупить недостающие 20 млн кубов газа. «Газпром» отказал.
- Как на это решение «Газпрома» могло повлиять решение Стокгольмского арбитража?
— Если бы решение арбитража было более справедливым, то «Газпром» не стал бы идти на обострение. Но российскую компанию просто, извините, «прокинули». Так что, «Газпрому» теперь становиться на колени и исполнять все прихоти и причуды Коболева? Нет, конечно. Они пошли жестким формальным путем, отказались от поставок, вернули деньги и пошли в арбитраж расторгать действующие соглашения.
- Можно говорить, что началась новая «газовая война» между Россией и Украиной? Особенно в свете того, что «Газпром» вернул аванс «Нафтогазу» за поставки газа в марте?
— Наверное, можно так сказать. Но, я считаю, пока действуют контракты, говорить о ситуации в таком ключе все же преждевременно. Подпишут допсоглашение, «Газпром» может поставлять газ. Не подпишут — не будет.
- Это не первая «газовая война» между Москвой и Киевом. Прослеживаются ли какие-то аналогии с предыдущим конфликтом?
— Что произошло в последнюю «газовую войну»? Закончился контракт, и у «Газпрома» исчезли основания для поставок газа на Украину, и они перестали его поставлять. А когда Украина отобрала объемы газа из транзитной трубы, они ее вообще прикрутили. Формально: нет контракта, нет газа.
- Как будет развиваться ситуация в ближайшее время?
— Транзит пока будет сохраняться, а «Газпром» будет действовать четко в рамках закона. Они понимают, что если они сейчас нарушат нормы, нормативы, какие-то положения контракта, то они потом проиграют в Стокгольмском арбитраже. Поэтому они будут действовать четко в рамках тех документов, которые есть.
Есть допсоглашение — поставляем газ. Нет допсоглашения — не поставляем газ Украине. Они будут сохранять минимально возможное по транзитному контракту давление газа на входе в Украину, и никаких дополнительных объемов газа предоставлять не будут. Будет выбран жесткий, но в рамках действующей нормативной базы ответ, другого и ожидать не стоит.
- Почему арбитраж принял такое странное, на ваш взгляд, решение?
— Конечно, хорошо бы понимать, почему арбитраж принял такое решение. Я не понимаю, на каком основании это могло произойти и почему здесь такой диспаритет.
- Какова судьба новых контрактов между «Газпромом» и «Нафтогазом», которые и без резкого заявления Миллера нужно было перезаключать в 2019 году?
— Возникшие споры однозначно скажутся на подписании контрактов негативно. «Газпром» максимально активизирует все проекты по прокладке обходных транзитных маршрутов для поставки газа в ЕС. Это и так делается, но будет делаться еще активнее, поскольку решение арбитража показало: рассчитывать можно только на себя. Работа, подчеркну, в рамках закона по минимизации роли Украины в качестве транзитера усилится.
- «Нафтогаз» и Порошенко уже поделили выигранные в Стокгольме деньги. А когда они их получат?
— «Газпром» подает встречный иск, и на время его рассмотрения никакие компенсации он платить «Нафтогазу» не обязан.