Москва сдержала слово и 18 декабря объявила о выводе своих офицеров из состава Совместного центра контроля и координации прекращении огня, не желая мириться с хамским отношением к ним. МИД Украины расценил решение России как провокацию, существенно подрывающую Минские соглашения, и стремление снять с себя любую ответственность за ситуацию в Донбассе.
Но уже вечером заместитель начальника управления по связям с общественностью ВСУ Юзеф Венскович заявил в интервью информационному агентству УНИАН, что в случае вывода российских офицеров украинская армия вынуждена отозвать и своих наблюдателей из ЛДНР в связи с отсутствием гарантии их безопасности.
В тот же день российским и украинским офицерам, работавшим в подконтрольных ополченцам районах, не удалось с первого раза пересечь линию соприкосновения и попасть на подконтрольную Киеву территорию из-за начавшихся обстрелов. Киев и народные республики обвинили друг друга в нарушении режима тишины. Официальный представитель Народной милиции самопровозглашенной ЛНР Андрей Марочко связал артиллерийский обстрел города Стаханова, в результате которого три мирных жителя получили осколочные ранения, а одна женщина умерла от сердечного приступа, с выводом россиян. Утром 19 декабря военные всё же покинули место базирования.
«То, что наши наблюдатели не смогли пересечь линию огня, свидетельствует, что Минские соглашения не выполняются даже на уровне базовых пунктов — прекращение огня и отвод вооружений. Наш шаг выглядит оправданным, потому что сохранение статуса-кво, при котором Киев демонстрирует нежелание выполнять соглашения, но при этом постоянно апеллирует к России, ни к чему не приводит», — заявил в эфире радио Sputnik заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк.
Миссия ДНР продолжает работу в Совместном центре контроля и координации прекращении огня в прежнем режиме. Власти ЛНР решили создать своё представительство в центре, поскольку до сегодняшнего дня не участвовали в его деятельности.
Хрупкое перемирие
После сообщения о выводе офицеров Вооружённых Сил РФ и ВСУ сразу возникает вопрос — что же будет дальше? Не успели российские военные покинуть территорию Соледара, а в Донбассе выстрелы снова слышны.
«Всё будет продолжаться в режиме обстрелов без попыток сторон изменить свои позиции. Украина может увеличить количество обстрелов, но эскалация в виде наступления ВСУ маловероятна. Стороны не заинтересованы в срыве Минских соглашений», — так эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов в интервью изданию Ukraina.ru оценил возможное развитие ситуации в Донбассе.
Представитель РФ в Контактной группе Борис Грызлов отметил, что работа российских военных в СЦКК на протяжении трёх лет была плодотворной — за это время удалось пресечь множество вооружённых инцидентов и провокаций на линии соприкосновения, а также спасти жизни многих людей. Содействие центра достижению договорённостей сторон о локальных перемириях для проведения ремонтных работ повреждённых домов в зоне боевых действий признал и глава парламентской фракции БПП, член комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Артур Герасимов.
«Начав год с блокады Донбасса, киевские власти завершают его блокадой работы органа, контролирующего исполнение Минских соглашений в сфере безопасности. Хотелось бы верить, что официальный Киев осознает неуместность и вред от своих действий», — заявил Грызлов.
Отсутствие России осложнит коммуникацию
Попов уверен, что после выхода российских представителей центр фактически перестанет существовать как совместная структура, которая призвана контролировать ситуацию и не нарушать режим прекращения огня. Он также обращает внимание на отчёты наблюдателей ОБСЕ: если речь идёт о подконтрольных Киеву территориях, то ссылка идёт на заявления представителя Украины в СЦКК, а если о неподконтрольных — на российского представителя. Таким образом, ОБСЕ фактически не признаёт представителей Донецкой народной республики в СЦКК, поскольку никогда их не упоминает.
«Если бы украинские военные оставались в СЦКК, то вместе с представителями ДНР. В такой ситуации украинцы чувствовали бы себя более неуютно. Кроме того, это бы означало, что для нормальной работы им придётся напрямую взаимодействовать с ДНР на уровне представительства в СЦКК, а Киев хочет этого избежать», — заявил политолог.
По его словам, деятельность Совместного центра контроля и координации прекращении огня была эффективна в начале, когда стороны вели общий журнал нарушений режима прекращения огня. В 2015 году в интервью «Новой газете» представитель Украины в СЦКК генерал-майор Размазнин говорил, что взаимодействие между офицерами, хотя и не без проблем, но осуществляется. Более того, он сказал, что военных народной республики никто не обижает и пригласил российских журналистов аккредитоваться и приехать посмотреть, как работает центр. Последующее решение сторон о переходе на ведение раздельных журналов свело всё к тому, что СЦКК может помочь только в решении частных вопросов.
Депутат Верховной Рады от фракции «Народный фронт» Дмитрий Тымчук предложил после вывода офицеров двух стран ликвидировать центр за ненадобностью. В таком случае количество структур, нацеленных на примирение, сократится. Большие надежды конфликтующие стороны возлагают на миротворцев ООН, которые могли бы активизировать попытки по достижению примирения. Однако, как сказал недавно, заместитель главы МИД РФ Геннадий Гатилов, после двух раундов экспертных консультаций в Совете Безопасности ООН реальная работа по проекту о введении миротворцев в Донбасс до сих пор не началась.
«Задачи миротворцев и СЦКК часто совпадают. Факт существования СЦКК в прежнем формате, то есть центра по взаимодействию Украины и России, — это аргумент в пользу того, что российские представители могут быть в составе миротворческого контингента ООН, хотя изменённое в 2015 году украинское законодательство такого варианта не допускает. В нормативных документах говорится, что миротворцами не могут быть представители страны, имеющей территориальной претензии к Украине», — допускает Попов.
Отозвав офицеров ВСУ из Соледара, Киев в очередной раз продемонстрировал отказ от прямого диалога с ополченцами на каком-либо уровне, хотя Минские соглашения, в приверженности которым и политическое, и военное руководство Украины заверяет общественность, предписывают участникам конфликта между собой решать все спорные вопросы. Если, как утверждает первый президент Украины, разрешить конфликт в Донбассе силовым путем невозможно, то на что направлены шаги, провоцирующие его дальнейшую эскалацию? Ответ на этот вопрос может дать только украинский президент Петр Порошенко.