На фоне появления итальянского фильма «Украина, скрытые истины» о грузинских снайперах, стрелявших по «Беркуту» и протестующим на Евромайдане, особенно интересно звучит фраза из интервью израильского инструктора Цви Ариэли, данного 23 ноября украинскому изданию «Апостроф»: «В Украине осталось несколько грузинских военных их уровня (сравнимого с депортированными из страны бывшими офицерами грузинской армии и МВД. — ред.). Один из них сейчас в Широкино. Это грузинский «Крис Кайл» (знаменитый американский снайпер, ставший героем фильма «Снайпер» Клинта Иствуда. — ред.), на счету которого 50 подтвержденных ликвидаций. Не буду называть его имени — боюсь, и его депортируют, хотя он оттуда не вылазит».
Ариэли хорошо знает, о чем говорит, ведь именно он вместе с бывшими офицерами грузинской армии с 2014 года готовил украинских военнослужащих на полигонах в Днепропетровской области. «Мы тренировали много подразделений вместе — спецназ Луганской области, 74-й отдельный разведывательный батальон, 3-й батальон 79-й бригады, мобильные отряды погранслужбы, офицеров, получивших свои звания на военных кафедрах… А потом наши пути разошлись», — рассказал он в том же интервью.
Упоминание о возможности депортации грузинского «Криса Кайла» говорит о том, что он воюет в одной из частей, не легализованных в рядах ВСУ или Нацгвардии. Вероятнее всего, речь идет про 8-й отдельный батальон «Аратта» Украинской добровольческой армии под командованием Дмитрия Яроша, который находится на линии фронта как раз под городом Широкино Донецкой области. 20 октября 2016 года командир батальона Андрей Гергерт (позывной Червень) сообщил журналистам городского сайта Мариуполя, что в его части воюют грузины, чеченцы, поляки, русские и белорусы. «Иностранцы переходят к нам из других подразделений. Переходят из «Азова», «Донбасса»… потому что хотят внести свой вклад в развал Российской империи», — пояснил комбат «Аратты».
О высококлассных снайперах из Грузии, воевавших в рядах добровольческих батальонов в Донецкой области, было известно еще в 2014 году. Так, грузинское русскоязычное издание «Свободная зона» опубликовала 16 ноября 2014 года интервью с гражданином Грузии, служившим на тот момент в батальоне «Святая Мария».
«Я — снайпер. В мои обязанности входит уничтожение вражеских снайперов. Я охочусь за ними. Кроме этого — разведка и осуществление диверсионных актов», — отметил собеседник «Свободной зоны», пояснив характер своих действий: «Это бесконтактная война: полтора километра — самое близкое расстояние между нашими позициями». Чтобы эффективно стрелять с такой дистанции, да еще по хорошо укрывшимся снайперам, надо быть стрелком экстра-класса с хорошим опытом. И, судя по заявлению этого грузинского снайпера, это действительно так. «Раньше я служил в Вооруженных Силах Грузии, окончил курсы «коммандос»… Для меня это уже шестая война, я воевал в Грузии (если предполагать хронологический порядок его рассказа, речь идет о войне в Абхазии 1992 — 1993 годов. — ред.), в Косово, Ираке и Афганистане, сейчас тут в Украине», — сообщил пожелавший остаться неназванным снайпер из «Святой Марии».
Зато снайпер назвал даты своего появления в АТО: «Когда началась война, я пришел в штаб батальона «Святой Марии», оттуда меня направили на фронт». Стоит отметить, что батальон «Святая Мария» был создан 21 сентября 2014 года, это отнюдь не начало войны (АТО была объявлена 14 апреля). Очевидно, речь о батальоне «Азов», созданном 5 мая 2014 года (неформально он существовал в качестве «черных человечков» с апреля), в который как рота входила «Сотня Иисуса Христа», в июле перешедшая в батальон «Шахтерск», а затем оформившаяся как самостоятельный батальон «Святая Мария». Сейчас, после того, как «Святая Мария» была расформирована, а «Азов» отведен с линии фронта, этот грузинский чудо-снайпер вполне мог оказаться в «Аратте».
Второй момент. В итальянском фильме утверждается, что грузинских снайперов на Евромайдан поставлял Мамука Мамулашвили, затем возглавивший «Грузинский национальный легион». Это достаточно известный в Грузии человек — оружие впервые он взял в руки в 1992 году в возрасте 14 лет, во время войны в Абхазии, где подразделением командовал его отец, кадровый армейский генерал Зураб Мамулашвили. Мамука год воевал, потом попал с отцом в плен (тот провел там почти два года, сына обменяли через три месяца). Позже Мамука возглавил Национальную федерацию смешанных единоборств Грузии, работал советником Министерства обороны в период правления Михаила Саакашвили, а после его поражения на выборах перебрался за границу. Широкий резонанс вызвало его заявление 9 декабря 2013 года, приуроченное к Кубку мира по смешанным единоборствам в Баку, где грузинские борцы вышли на награждение с украинским флагом: «Мои родные украинцы, не сдавайтесь! Сегодня вы боретесь и за нашу свободу. Не дайте лукавому сломать вас… Слава Украине! Грузия с вами!».
В это время Мамука находился за пределами Украины. Позже во всех интервью он подчеркивал, что его «Грузинский национальный легион» появился в АТО в апреле 2014 года. В первые дни войны — в апреле прошлого года», — так указал Мамука 19 сентября 2015 года «Фактам» дату начало своего участия в АТО. «В 2014 году в апреле мы уже были здесь. С самого начала уже была организована группа из 6 человек, идеологически настроенных людей, которые решили помогать. Я основал Легион как раз за месяц до начала войны в Украине. Для нас уже было четко ясно, что в Украине начнется война», — заявил Мамука «Громадскому радио» 29 января 2017 года. Как видим, «Грузинский национальный легион» был создан еще до 14 апреля 2014 года, и поэтому включился в АТО с первых же ее дней.
В том же интервью «Фактам» Мамука добавил, когда обратил внимание на события на Украине: «…в первые дни Майдана, после избиения студентов в Киеве (30 ноября 2013 года. — ред.). В то время как раз проводились соревнования на Кубок мира по смешанным единоборствам, а я возглавляю национальную федерацию, был со спортсменами на соревнованиях в Азербайджане. Там не было украинской команды, поэтому мы вышли с двумя флагами — своим и украинским. Наши спортсмены завоевали три медали. Большим сюрпризом было для журналистов российского Первого канала, когда на пьедестале почета грузинские спортсмены появились с флагами Украины и сказали, что Грузия посвящает свои награды Майдану. Русские были очень недовольны. Так мы впервые выразили свою поддержку вашей стране, митингующим. И уже тогда я начал говорить с грузинами, у которых был военный опыт, собирать легион».
Таким образом, небольшая вооруженная группа была создана Мамукой еще во время Евромайдана. Судя по описанию действующих бойцов «Грузинского национального легиона», входили в ту группу также супер-профессионалы.
«К нам на службу принимались бойцы, прошедшие войну в Абхазии; военные, имеющие опыт войны именно против российской армии, знающие, как она действует. У нас есть солдаты как с опытом абхазского конфликта, так и с опытом войны в Цхинвальском регионе. Есть также люди, принимавшие участие в миротворческих миссиях в Афганистане и Ираке», — рассказывал Мамулашвили 26 февраля 2016 года изданию «Главком». Польская Gazeta Wyborcza привела 18 апреля 2017 года слова одного из бойцов «Грузинского национального легиона», 42-летнего Звияда Маисурадзе: «Я воюю с 15 лет: Осетия, Абхазия, Нагорный Карабах, Грузия в 2008-м. Это уже моя пятая война».
Первоначально, по словам Мамулашвили, его отряд (насчитывавший в разгар военных действий 2014 — 2015 годов около 20 бойцов) действовал как самостоятельная диверсионная-разведывательная группа, не входившая ни в один из батальонов. Позже «Грузинский национальный легион» был легализован (а иностранцы перешли в ВСУ на службу по контракту), войдя 24 февраля 2016 года в состав 25-го мотопехотного батальона ВСУ «Киевская Русь». С этим батальоном, судя по более ранним интервью Мамулашвили, его легион сотрудничал с лета 2014 года.
После легализации в 2016 году Мамулашвили провел набор иностранцев (отдельно подчеркнув, что среди них много американцев, и посетив для сбора финансовой помощи США), после чего его «легион» вырос до 100 человек. В 2017 году он, именуемый в СМИ «иностранным подразделением» 54-й отдельной механизированной бригады ВСУ, принимал участие в боевых действиях на «Светлодарской дуге», где украинский спецназ захватывал передовые позиции ополчения непризнанных республик.
Таким образом, можно констатировать, что уже во время Евромайдана Мамулашвили сформировал из числа опытных грузинских ветеранов войн небольшое подразделение, которое готовилось к военным действиям на территории Украины. Формально оно было оформлено в марте — апреле 2014 года и с первых же дней АТО включилось в военные действия, однако до этого его участники (среди которых были снайперы из числа бывших «коммандос») вполне могли посещать Украину. Так же могли поступать и грузинские ветераны войн, вступившие в ходе АТО в украинские добровольческие батальоны — судя по словам упомянутого выше снайпера из «Святой Марии», пришедшего в штаб «Азова» уже в первые дни войны, он мог к тому времени также находиться в Украине.
Большинство этих бывших грузинских ветеранов являются сторонниками Михаила Саакашвили, как в силу общих националистических взглядов, так и в силу того, что в годы его правления многие из них занимали видные посты в армии и МВД. Сам Саакашвили не раз посещал их, в том числе в рядах «Грузинского национального легиона».
На пресс-конференции 24 февраля 2016 года в «Главкоме» Мамулашвили появился вместе с бойцом его «легиона», гражданином США Брайаном Кристофером Боенджером. По словам самого Боенджера, он профессиональный военный, снайпер, принимал участие в войне в Ираке. Возможно, именно его имел в виду один из героев итальянского фильма, упомянув, что их группу снайперов в гостинице «Украина» «часто посещали Пашинский и Парубий, вместе с ними всегда был Брайан, американский солдат».