Всего пару недель назад в постсоветских социальных сетях бушевал скандал вокруг российского телесериала «Спящие», который снял талантливый режиссер Юрий Быков, вчерашний любимец московских либералов, известный своими лентами с остросоциальной критикой российской действительности и российской власти. До такой степени, что эти ленты даже пытались сравнивать с гоголевскими зарисовками из «Мертвых душ».
Шпионская теленовелла Быкова была посвящена противостоянию иностранных агентов и российских спецслужб. Либеральная общественность тут же объявила сериал пропагандистским — и, конечно, он был таковым, как и практически любая современная картина, посвященная остроактуальной политической теме. Но смотреть его было по-своему интересно — хотя бы потому, что этот режиссер умеет снимать кино, и местами нарисовал вполне реалистичные образы представителей российской власти и либеральной оппозиции, показывая, что зачастую они неплохо находят между собой общий язык.
Однако Быкова сразу же затравили, заявляя о том, что он выполнял пропагандистский заказ власти — вплоть до того, что режиссер покаянно извинился за съемки этой картины и заявил о решении навсегда уйти из профессии. И вполне понятно, что в этой травле активно участвовали украинские блогеры и журналисты — учитывая, что «Спящие» вскользь затронули тему организации киевского Евромайдана.
А в это же время на экраны вышел новый американский сериал с созвучным названием «Отважные», который транслирует сейчас телеканал NBC. Его вторая серия целиком посвящена героической деятельности разведывательного спецназа ЦРУ на территории маленького шахтерского городка Свердловска, расположенного почти на самой границе РФ и ЛНР. Посмотрев это кино, я был по своему впечатлен — причем, с самых первых кадров, где можно видеть расположенный прямо посреди подконтрольного ЛНР города офис местного отделения ЦРУ, и написанные на его стене изречения, похожие на хитро составленную шифровку: «Парковка заборонена. Тільки трудових дяльників».
Впрочем, эти странные слова, которые, видимо, появились на свет в результате перевода сценарного текста на украинский через гугл-транслейт, оказались не самыми загадочными в картине. К примеру, здание снятого в ней автосервиса украшала еще одна вывеска: «Доктор Андрівс. Зміни нефти — Гальки».
Не спрашивайте меня, про что это, и на каком языке — но, по-моему, такая смешная надпись вполне может потянуть на запоминающийся интернет-мем. Как знаменитый целому поколению диалог с участием Арнольда Шварценеггера:
— Какие ваши доказательства?
— Кокаинум!
Сама альтернативная Свердловка — как всегда называли свой рабочий поселок местные жители — представляет собой в сериале большой европейский город — без терриконов, но зато со средневековым романским дворцом и банями-термами, оформленными в античном стиле, где сидят в полотенцах местные девушки.
Правда, они почему-то ходят по улицам города в платках-хиджабах, а половина представителей коварных «повстанцев»-«rebels» (как они почему-то названы в фильме вместо слова «боевики») как две капли воды похожи на «арабских террористов», таких знакомых для американского зрителя. Эти злодеи ездят по городу на знаменитых джихадо-тачанках — сбивая с пулемета американские вертолеты, которые с непринужденной легкостью прилетают в Луганск из Турции прямо через территорию России.
При этом, жители Луганщины говорят друг с другом на ностальгическом ломанном русском языке, хорошо известном всем нам по перестроечному голливудскому фильму «Красная жара». Лично я с детства хотел научиться этому слэнгу советских эмигрантов в Америке — но для этого нужно жить в третьем поколении где-то на Брайтон-бич.
Как вы уже наверняка поняли, первый американский фильм, посвященный теме войны на Донбассе, не просто далек от реалистичного изображения причин и последствий этого трагического конфликта. Он в принципе далек от реальности и здравого смысла. Украину (а фильм позиционирует эту территорию только так) представляют в нем как что-то среднее между Сирией и Югославией — полудикую варварскую страну за что-то воюющих между собой «аборигенов» с внешностью исламистов и русских мафиози. А этот оскорбительный, полный невежества и предрассудков, чисто «ориенталистский» взгляд, в общем, и представляет собой то, что думают и знают о нас многие жители США, включая иных представителей политического истеблишмента.
«Ну, теперь-то еще раз ясно, как простой американец представляет себе и понимает войну на Донбассе. Он ее не представляет и не понимает. Так же, как наши американские партнеры. Как глупый Волкер, например. В общем, посмотрела кино не про ЛНР, а про Америку в таинственном Свердловске», — написала об этом известная журналистка Марина Ахметова, которая работала репортером на Донбассе, и в целом иронично назвала увиденное в сериале «комедией».
Однако, проблема в том, что в «Отважных» нет никакого юмора. Перед нами типичный «военно-героический» боевик с очевидно поставленной пропагандистской задачей. В фильме четко представлены «плохие парни», и ясно обозначено, что за их спиной маячит Москва, и лично упомянутый одним из героев Путин. Эти люди на каждом шагу совершают бессмысленные жестокости, и явно нарываются на большую войну — о чем недвусмысленно говорит высокопоставленная сотрудница ЦРУ, дистанционно руководящая операцией на Луганщине из суперсовременного разведывательно-диверсионного центра в США.
Естественно, когда ее подчиненные направо и налево косят этих ужасных варваров, к ним не возникает никакой жалости. Так что, каким бы нелепым и комичным не было бы это кино, оно вполне успешно выполняет расчеловечивания жителей Донбасса, да и всей Украины — что может очень пригодится на случай будущих глобальных конфликтов. Именно с этой целью работала американская киноиндустрия эпохи бывшего киноактера Рейгана, когда в разгар Холодной войны на экраны вышел целый ряд так же грубо сделанных боевиков на тему «красной угрозы» — с той разницей, что их события развивались тогда в Афганистане, Индокитае и Латинской Америке, а не в степях под Луганском. И радует лишь то, что «Отважные» получили сейчас в США весьма низкие рейтинги кинокритиков — от 39 до 55%.
На этом можно было бы закончить — но стоит упомянуть еще одно обстоятельство. Все те, кто накануне пинали ногами сериал «Спящие», ни слова не говорят сейчас об «украинской» серии из «Отважных». Украинские разоблачители фейков почему-то не зубоскалят над несуразностями вроде «трудовых дяльников» и вообще молчат об этом кино, которое целиком представляет собой один большой и сплошной фейк.
Но это уже вопросы к их спящей совести и ограниченной цензурой отваге.