Политолог считает, что заявление украинского президента Петра Порошенко о том, что продление на год действия особого статуса Донбасса связано с требованием к России «вывести свои войска и технику с территории Украины», адресовано не кому-то конкретно, а в общем к 30% граждан, которые не против продолжения войны на юго-востоке.
«Сейчас ведётся борьба за правый и радикальный электорат, скажем, за неокрепшие умы. Люди из «Народного фронта», партнеры Порошенко по коалиции, обвинили его чуть ли не в предательстве. Сейчас президенту нужно сделать реверанс перед правыми, чтобы объяснить свою позицию и привлечь их на свою сторону. На Украине повторяется ситуация, которая наблюдалась в 1918 году после заключения Брестского мира, когда большевикам приходилось убеждать своих сторонников в том, что правы именно они, а не радикально настроенные левые эссеры», — сказал руководитель фонда «Украинская политика» Кость Бондаренко в интервью изданию Ukraina.ru.
Порошенко убеждён, что закон о реинтеграции Донбасса, который официально признаёт Россию «агрессором» и даёт право Верховному Главнокомандующему Украины вводить военное положение во всех регионах, усилит позицию Киева при решении вопроса возможного размещения миротворцев ООН в Донбассе, а Россия, по его словам, не будет иметь никакого права на участие в этой миссии как «страна-агрессор».
Бондаренко напомнил, что решение о признании России «агрессором» принято ещё полтора или два года назад даже на уровне областных и районных советов.
«По-моему, это просто попытка имитации бурной деятельности. Думаю, решение украинских парламентариев никак не повлияет на участие россиян в миротворческой миссии ООН в Донбассе. Судя по встрече Волкера и Суркова, США и Россия уже давно не рассматривают всерьёз ни Украину, ни Германию, ни Францию как участников переговорного процесса, и пытаются решать вопрос вдвоём. Судя по заявлению Суркова, стороны вплотную подошли к решению», — сказал эксперт.
По мнению эксперта Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексея Попова, Порошенко пытается оправдаться перед украинским обществом, потому что понимает, что подписание закона о продлении особого статуса будет использоваться противниками, которые будут передёргивать всё, в том числе выставляя фактически не действующий закон едва ли не реально действующим, как было в ходе дебатов. Кроме того, он исключил, что определённое давление на украинские власти оказывают западные партнёры, требуя более гибкой политики, что неприемлемо для многих сил.