Благодаря судебной реформе позиции адвокатуры могут быть существенно ослаблены. Так, в хозяйственный процессуальный кодекс ввели правку, согласно которой судья может оштрафовать сторону или ее представителя за злоупотребление правами.
«Это нарушение очень неопределенно — можно и к столбу придраться. Так вот, штраф может составить 145 тыс. грн. за одно нарушение на усмотрение судьи. Очевидно, адвокатам придется покупать страховые полисы из-за профессиональных рисков», — рассказал правозащитник.
Если клиент адвоката является политически неугодным власти, она может оказывать давление на защитников — оштрафовать по нескольким хозяйственным делам, практически обанкротив их. Так, адвокаты будут бояться решать хозяйственные споры.
Более того, после введения судебной реформы раскрываемость тяжелых преступлений продолжит падение. Следователи не будут успевать рассматривать дела из-за сроков содержания под стражей в 6 месяцев до уведомления о подозрении и 2 месяца после уведомления (далее уже суд решает: продлевать или не продлевать этот срок).
Идея установить сроки, говорит Мирошниченко, сама по себе хорошая — в действующем законодательстве сроков по содержанию вообще нет, — однако 6-месячного срока недостаточно, чтобы завершить всевозможные экспертизы. Баллистические, графологические и прочие занимают не менее полугода, причем за ними выстраиваются в большие очереди. Вдобавок, в уголовном процессе экспертизами, согласно реформе, будут заниматься исключительно госэксперты, которые и так загружены.
Поэтому, по мнению правоведа, мелкие дела будут расследоваться вовремя и передаваться в суд, а вот у насильников и маньяков появится возможность уйти от правосудия. Тогда, уверен адвокат, на Украине возрастет количество кровавых самосудов над рецидивистами.
«Мало того, мы не только не покараем какого-то преступника — в тюрьмах останутся сидеть те, кто отбывает наказание за настоящих убийц. В цивилизованных государствах 40-50% оправдательных приговоров, у украинских прокуроров — 100% выигранных дел. А оправдательный приговор есть там, где прокурор сам отказался от обвинений, когда, допустим, нашли настоящего злоумышленника. Внедрение суда присяжных могло бы изменить картину. У нас есть народные заседатели, но это не суд присяжных», — резюмировал Василий Мирошниченко.
После трехнедельного рассмотрения почти 4,5 тысяч поправок Верховная Рада приняла один из законов, дающих старт судебной реформе. Это законопроект №6232, который меняет нормы процессуальных кодексов (хозяйственного, гражданского, административного судопроизводства), что, в частности, позволит сделать Верховный Суд единственной кассационной инстанцией.