Самая большая проблема Крыма — это не якобы «безлюдные пляжи» или «пустые полки» магазинов, о которых обожают сообщать украинские промайданные СМИ. Настоящая серьезная и жизненно важная проблема — это водоснабжение полуострова. И потому такое значение имеет скромная новость, затерявшаяся в потоке мировых политических и военных событий, о начале монтажа первой в Крыму опреснительной установки. До конца года она будет смонтирована в селе Каменка Первомайского района Республики Крым и даст возможность жителям этого села употреблять воду, очищенную по высшим стандартам.
Для того, чтобы в полной мере оценить, с какой проблемой столкнулся Крым после того, как в 2014 году Украина перекрыла воду Северо-Крымского канала, надо знать: около 86% всей необходимой полуострову воды поступало именно из Днепра. Конкретно —1346,3 миллионов кубических метров днепровской воды. Для сравнения — общий сток крымских рек и ручьев в десять раз меньше (136,38 млн м³), запасы подземных вод и того скромней. Перекрывая трёхсоткилометровый канал, обеспечивающий водой сотни тысяч крымчан, киевский режим ставил перед собой конкретные задачи экологического геноцида. По сравнению с отсутствием воды отключение электроэнергии или перекрытие транспортных потоков — детский лепет.
Руководство Крыма и Российской Федерации были вынуждены принимать экстренные меры. В экстренном порядке были расконсервированы и пробиты десятки скважин (одновременно разрешено увеличить их глубину до 500 метров), в высыхающий Северо-Крымский канал направлены воды реки Биюк-Карасу, введён режим жёсткой экономии для промышленности и сельского хозяйства, организована доставка воды автотранспортом в нуждающиеся районы.
В результате перекрытия поставок воды более всего пострадало сельское хозяйство полуострова — с 130-140 тысяч гектаров орошаемых земель их площадь стремительно сократилась более чем в десять раз. Уничтожено крымское рисоводство, раннее дававшее до 100 тысяч тонн риса в год, серьёзно пострадало производство фруктов, овощей, бахчи. Но и перестроить сельское хозяйство Крыма в новых условиях удалось быстрее всего. Сегодня на засушливом севере полуострова выращивают культуры, не нуждающиеся в интенсивном орошении, например, подсолнечник и пшеницу. Причём средняя урожайность последней достигает 33 центнеров с гектара. В этом году крымское зерно через Новороссийск будет экспортироваться в Саудовскую Аравию, Иран, Ирак и Сирию.
Пережила дефицит воды и местная промышленность. Речь идёт, прежде всего, о технологически нуждающихся в большом потреблении жидкости предприятиях, вроде «Крымского титана» («Титановые инвестиции»), «Крымского содового завода», завода АО «Бром». Другое дело, что техническую воду для производства приходится брать из подземных источников, а это высококачественная питьевая вода, которой так не хватает на севере Крыма. Например, «Крымский титан» в Армянске забирает 48 тысяч кубометров в сутки, а «Крымский содовый завод» в Красноперекопске поднимает для своих нужд до 9600 кубометров воды. Однако активное использование подземных источников резко активизировало их минерализацию. Засоленность неуклонно возрастает и эта проблема уже начинает отражаться на потребителях.
В конце концов, главный потребитель воды — это всё же сами крымчане. И если на южном берегу Крыма, благодаря созданной ещё во времена СССР инфраструктуре, дефицит воды фактически не ощущается даже в разгар туристического сезона, то север и восток полуострова продолжают находиться в весьма сложной ситуации. Только в Восточном Крыму от нехватки воды страдают около 400 тысяч человек. Графики подачи воды введены в Керчи, Судаке, некоторых районах Феодосии. Людям приходится подстраиваться, создавать дополнительные емкости для хранения драгоценной влаги, во многих домохозяйствах вода наливная, то есть её покупают и доставляют с помощью автоцистерн. Подобное положение дел не может устраивать ни жителей полуострова, ни местные власти.
Начиная с 2017 года для снабжения жителей восточного Крыма планируется построить три водозабора и проложить 30 км труб от построенного водозабора подземных вод в Нижнегорском районе до русла Северо-Крымского канала. До 2020 года будет запущена подача воды на Судак и Феодосию, а также двухсоткилометровый водовод до Керчи. Возможно, в случае необходимости, и строительство водовода из Кубани. В числе прочих мер — запуск единой системы станций опреснения и очистки, призванной решить проблему засоленности воды, актуальной для жителей Армянска, Красноперекопска, Джанкоя и других населённых пунктов севера Крыма. Первым объектом этой системы и стала опреснительная установка в селе Каменка. Кроме того, есть планы строительства завода по опреснению морской воды, возможным спонсором которого станет завод «Крымский титан» (который является главным потребителем технической воды). Строительство комплекса планируют начать в 2019 году и через три года ввести его в эксплуатацию.
Проблема водоснабжения Крыма существует и она весьма серьезна. Ресурс действующих скважин оценивается в два-три года и за отведённое время необходимо устранить целый ряд сложнейших проблем. Их решение укладываются в общий план автономизации Крыма от порвавшей с ним инфраструктурные связи Украины: возведение Керченского моста, последующая организация транспортного сообщения с материком, намеченный на следующий год запуск двух крупных электростанций, дающих полуострову полную энергетическую самодостаточность, своё отдельное и безопасное водоснабжение.
Действия украинских властей в отношении крымчан и общая недоговороспособность делают желаемое реальным — экономические связи рвутся ускоренными темпами. В обход Украины прокладываются трубопроводы, транспортные коридоры, идет активное замещение некогда импортируемой из Украины продукции. Общий счет показывает: в проигрыше остаются граждане Украины. Но кого это интересует в высоких кабинетах на Банковой и Грушевского.