Ровно сто лет назад, 4 (17) марта 1917 года в Киеве была образована Центральная Рада Украины. Официальная украинская историография преподносит это событие в качестве символического акта рождения украинского парламентаризма. Но столетний юбилей этого события отмечается властью на весьма скромном уровне, который, как будто бы, не приличествует такой круглой и знаковой дате.
Конечно, можно списать это на обострение экономического и политического кризисов, которые переживает сейчас Украина, но страна живет в состоянии прогрессирующего кризиса уже третий год, и это обстоятельство никогда не мешало официальному Киеву щедро финансировать празднование разнообразных дат из националистической историографии. Причем под час даже не очень юбилейных. В чем же причина такого прохладного отношения к Центральной Раде и ее роли в истории Украины?
Декоммунизация Рады
Таких причин, по крайней мере, несколько. Во-первых, Центральная Рада была слишком левой для современной украинской политики, где любые, даже самые проукраинские левые, поставлены вне закона де-факто и де-юре.
Создание Центральной Рады было продолжением Февральской революции в Петрограде, и среди ее основателей явно доминировали партии социалистического толка — такие, как Украинская партия социалистов-федералистов, Украинская социал-демократическая рабочая партия и Украинская партия социалистов-революционеров. Причем, на первых порах они ставили перед собой достаточно умеренную цель создания автономного образования в составе новой, основанной на принципах федерализма России, не выдвигая лозунгов борьбы за независимость.
Более того, остро конкурируя с большевиками, эти силы вступили на определенном этапе в ситуативный альянс с ленинской партией. Это произошло в критический момент октябрьского восстания, когда лидеры Центральной Рады не пустили в столицу эшелоны с солдатами Юго-Западного фронта, которые сохраняли верность свергнутому Временному правительству. Киевские большевики даже вошли в созданный тогда Краевой комитет охраны революции и Малую Раду, которая представляла собой исполнительный комитет украинского «предпарламента». Хотя уже вскоре покинули его после конфликта с лидерами Центральной Рады, вступив с ней в острое противостояние, которое переросло затем в острый военный конфликт.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Киеве установят памятник Петлюре
По окончанию гражданской войны многие деятели представленных в Раде партий влились в состав Коммунистической партии (большевиков) Украины. А ее председатель Михаил Грушевский скончался в 1934 году на кавказском курорте в почетной должности академика Всеукраинской академии наук и действительного члена Академии Наук СССР. Что даже дает сейчас повод для иронических вопросов, не подпадает ли этот изображенный на пятидесятигривневой купюре политик под действие скандального закона о декоммунизации?
Солдаты федерации
Стоит отметить, что даже после краха Временного правительства, в акте провозглашения Украинской народной республики Центральная Рада, подчеркивала, что это не означает отделения от России. «Во имя создания порядка в нашем крае, во имя спасения всей России оповещаем: отныне Украина становится Украинской Народной Республикой. Не отделяясь от республики Российской и сберегая единство её, мы твердо станем на нашей земле, чтобы силами нашими помочь всей России, чтобы вся республика Российская стала федерацией равных и свободных народов», — гласил принятый в Киеве манифест. А это выглядит по меркам нынешней государственной идеологии Украины весьма серьезной и явной «зрадой».
Эта излишняя «левизна» Центральной Рады достаточно активно критикуется сейчас украинскими националистами, которые прямо заявляют о том, что социалисты якобы сдали Украину большевикам. Тем более, что конец существованию «предпарламента» положил государственный переворот, организованный гетманом Павлом Скоропадским. А фигура этого человека — диктатора и открытого монархиста — вызывает гораздо больше симпатий у нынешней патриотической общественности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Русские украинцы
Этому не мешает даже тот факт, что Скоропадский пришел к власти на штыках немецких солдат, расквартированных на Украине по итогам Брестского мира. Причем, поводом для недовольства немецкого командования стал эпизод с похищением члена финансовой комиссии Центральной Рады миллионера Абрама Доброго, через банк которого шли платежи оккупационных войск.
Германия обвинила в организации этого похищения лидеров Рады. 28 апреля 1918 года в зал киевского Педагогического музея, где проходили заседания Центральной Рады вошел немецкий патруль, который без особых усилий разогнал «первый украинский парламент», все акты которого были вскоре отменены. И этот позорный эпизод очень напоминает события 15 марта 2017 года, когда в зал Верховной Рады явилась группа украинский полицейских, заблокировав ее трибуну и закрыв ее заседание.
Конечно, не очень приятные параллели для нынешнего официального Киева. Хотя, слабость собравшегося сто лет назад украинского «парламента», который демонстрировал непоследовательную политическую линию и быстро потерял всякое доверия разочаровавшихся в Центральной Раде масс, утратив даже подобие контроля над Украиной, действительно очень напоминает нынешний состав Верховной Рады, который несет прямую ответственность за хаос и экономическую катастрофу в стране.
Кризис легитимности
Однако, легитимность Центральной Рады была еще меньшей, чем у нынешних украинских парламентариев с их близкими к нулю рейтингами. Ведь собравшихся в марте «парламентариев», по сути, никто не избирал.
«Депутаты из армии заседали на основании удостоверений, что такой-то командируется в Киев для получения в интендантском складе партии сапог, для отдачи в починку пулемётов, для денежных расчетов, для лечения и т. п. Депутаты «тыла» имели частные письма на имя Грушевского и других лидеров, приблизительно одинакового содержания: «посылаем известного нам…» В конце — подпись председателя или секретаря какой-нибудь партийной или общественной украинской организации.
«Наш представитель успел снять копию с полномочий депутатов г. Полтавы. Все они были избраны советом старшин украинского клуба, в заседании, на котором присутствовало 8 человек. Всего депутатских документов оказалось 800. На официальный запрос, секретарь смущенно ответил, что здесь все документы. Остальные депутаты (около 300) — это Грушевский, Винниченко, Порш и другие члены президиума, которым «передоверены» депутатские полномочия и каждый из них равняется 10-15-25 депутатам», — вспоминал впоследствии Юрий Макаров, один из непосредственных очевидцев образования Рады. К этому же факту апеллировали после 1917 года большевики, которые вполне справедливо считали, что созванный ими Первый Всеукраинский съезд Советов был избран куда более демократическим путем — несмотря на то, что сторонники Центральной Рады противодействовали этому самым недемократическим образом.
Таким образом, нынешнему официальному Киеву не с руки праздновать юбилей первого украинского парламента — хотя формально украинские власти признают за Центральной Радой этот очень сомнительный при ближайшем рассмотрении статус. А любые попытки сравнения с историей этого органа заставляют задаться вопросом — не ждет ли сейчас страну диктатура новых «скоропадских».