Принцип домино
После Майдана ввиду экономического и политического кризиса олигархи резко прекратили финансирование своих футбольных клубов.
Футбольную юрисдикцию по понятным причинам покинули крымские «Таврия» и «Севастополь». Прекратил свою деятельность донецкий «Металлург», владельцами которого являлись Сергей Тарута и Виталий Гайдук.
В марте запорожский футбольный клуб «Металлург» официально был признан банкротом. Была открыта процедура ликвидации, поскольку имущества должника оказалось недостаточно для удовлетворения требований кредиторов — почти 46 млн грн. 18 марта 2016 года Украинская премьер-лига исключила все команды запорожского «Металлурга» из всех официальных футбольных соревнований страны. Причина проста — от "Металлурга" отказался его спонсор — запорожский машиностроительный гигант "Мотор-Сич". У главного производителя авиационных двигателей дела плохи — закрытый российский рынок поставил на грань закрытия и само предприятие.
В печальном списке еще два обитателя элитного дивизиона — криворожский «Кривбасс» и киевская «Оболонь», представители первой лиги ФК «Одесса», ФК «Львов», винницкая «Нива», крымская «Крымтеплица» из Молодежного» и другие клубы.
Обанкротившийся киевский «Арсенал» несколько лет финансировался известным бизнесменом Вадимом Рабиновичем. Когда Рабиновичу надоело вкладывать миллионы долларов в футбол, он передал «Арсенал» бизнесмену и нардепу Александру Онищенко. Вскоре «Арсенал» стал историей: Онищенко решил больше не баловаться столь затратной игрушкой, не имеющей ни собственной земли, ни стадиона. А сейчас Онищенко, который бежал из Украины, и вовсе не до футбола.
Владельцы луцкого футбольного клуба «Волынь» в феврале 2016 также решили не мучиться с финансами и просто закрыться. Виталий Кварцяный — главный тренер, президент как клуба, так и областной федерации футбола и плюс ко всему депутат облсовета, долг в 3 млн долларов также выплачивать отказался.
И вот, следуя логике других владельцев клубов, финансировать «Днепр» отказался Игорь Коломойский, который недавно лишился контроля над «ПриватБанком». Об этом сообщил изданию «Чемпион» источник в руководстве ФК «Днепр». Он поведал о дальнейшей перспективе клуба.
«Первый — Коломойский кому-то отдаст клуб, хотя на это надежд мало. Очень много долгов перед УЕФА, бывшими и нынешними футболистами и тренерами, а также работниками "Днепра". Второй — команда как-то дотянет до лета, после чего "Днепр" ждет судьба "Металлиста"», — предположил он.
Он также сообщил, что судьба «Днепра» может решиться 31 января, если ФИФА переведет команду в первую лигу из-за долгов по зарплате перед испанскими тренерами в размере 300 тысяч евро.
Национализация «ПриватБанка», принадлежащего до недавнего времени тому же Игорю Коломойскому, подкинула проблем собственнику пока еще живого футбольного клуба «Динамо-Киев».
Выжившие не спасут
Серьезные проблемы есть и двух главных клубов страны — киевского "Динамо" и донецкого "Шахтера".
Как сообщали украинские СМИ, собственник футбольного клуба «Динамо» Игорь Суркис потерял несколько сотен млн долларов после национализации «ПриватБанка».
«Под каток национализации попали несколько сотен млн долларов семьи Игоря Суркиса», — сообщал один из совладельцев группы «Приват» Геннадий Боголюбов.
Когда в «Приватбанке» перед национализацией образовалась дыра в 148 млрд гривен, часть этих средств были решено покрыть за счет связанных лиц.
13 декабря 2016 года комиссия НБУ по вопросам определения связанных с банком лиц признала таким лицом и «Динамо». Как следует из определения суда, процедура списания средств напрямую коснулась футбольного клуба. Сколько именно было списано, не сообщалось.
Взаимоотношения «Динамо» с «ПриватБанком» и его экс-собственниками нельзя назвать исключительно банковскими. С 2007 по 2013 годы у «ПриватБанка» был спонсорский контракт с клубом. Владелец «Динамо» Игорь Суркис имеет и общий бизнес с экс-бенифициаром Привата Игорем Коломойским. Оба входят в состав акционеров телеканала «1+1». Суркису через ряд офшорных структур принадлежит 17,15% акций канала, Коломойскому — 52,82%.
Еще одним клубом, который пока остается на плаву, является донецкий «Шахтер», который, хоть и распродал часть лидеров и несколько снизил бюджет, все равно остается недостижимой вершиной благополучия для абсолютного большинства клубов Украинской премьер-лиги, несомненно, что вызывает раздражение у футболистов команд-мертвецов, с которыми так и не рассчитались по долгам. Покинув родной Донецк, "Шахтер" остался без домашней арены и без значительной части своих болельщиков. Попытки найти себя на стадионе во "Львове" оказались неудачными. Качество площадки оставляет желать лучшего, да и болельщик не слишком лояльный.
Зарплатную ведомость ФК «Шахтер» за октябрь 2016 года опубликовал сайт Чемпион. Как сообщает издание, генеральный директор клуба Сергей Палкин получает зарплату чуть больше 2000 долларов в месяц. Также известны зарплаты других работников ФК «Шахтер»: финансового директора Шахтера Гюльнары Ахмеджановой (109000 грн. в месяц без выплаты 20% налога), директора академии Александра Фундерата (69000 грн.) и главного по департаменту спортивных сооружений Юрия Такташева (34000 грн).
Однако, будущее всего Украинского футбола под угрозой. Самым объективным индикатором интереса публики к команде, игре, турниру является посещаемость. А она в чемпионате Украины в последние годы показывает отрицательную динамику: за три года средняя аудитория одного матча рухнула почти в три раза — с 12 495 человек в сезоне-2012/13 до 4800 в нынешнем. Болельщики хотят хлеба и зрелищ, но когда первого не хватает, то нужда во втором отпадает сама собой.