Согласно этому исследованию, проведенному Киево-Могилянской академией по заказу «Представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Украине» на деньги норвежского МИДа, Россия является именно той странной, куда «продают» украинских мужчин (а также белорусских и молдавских) для последующей «трудовой эксплуатации».
Россия — рай, Европа — ад
В данном случае под «мужчинами» исследователи из Могилянки понимают «трудовых мигрантов». Известно, что по разным оценкам за пределами Украины работают от 5 до 7 миллионов ее граждан. При этом трудятся они не только в России (3-4 миллиона), но и в странах Западной Европы — Италии, Испании, Португалии, Польше и Чехии (от 2 до 3 миллионов).
Однако согласно могилянскому исследованию случаев эксплуатации «украинских мужчин» в России просто запредельный — свыше 80% от общего числа. При этом в Польше таких случаев в 10 раз меньше. Об Италии, Испании, Португалии, Чехии и других западных странах в исследовании вообще ничего не говорится. Создается впечатление, что в этих странах для украинцев, работающих во многих случаях нелегально, созданы просто райские условия в сфере трудового законодательства.
Цель исследования ясна: на фоне официальной пропаганды о благе для Украины и украинцев евроинтеграции показать, что Россия для трудовых мигрантов опасная страна, где их ждет беспощадная эксплуатация и бесправие.
Большего всего «эксплуатируют» на строительной сфере.
Согласно данным МОМ, больше всего жертв «трудовой эксплуатации» за 5 лет (2010-2015 г.г.) среди таких стран, как Белоруссия, Молдавия и Украина, пришлось на последнюю — 2 417 из 3330 человек.
Среди пострадавших, как говорится в исследовании Могилянки, люди всех возрастов (приводятся общие данные для Украины, Белоруссии и Молдавии; Украина в них отдельно не выделяется). В основном они проживают в областных, а не в районных центрах и селах. Видимо, это объясняется тем, что там быстрее получают информацию о месте, куда можно уехать на работу, и там больше трудовых рук.
Как правило, «эксплуатируемые» женатые люди (вместе с теми, кто живет в гражданском браке, они составляют большинство — 53%), и у них в основном — среднетехническое образование 56% (с высшим в два раза меньше).
Больше всего трудовых мигрантов «эксплуатировали» в сфере строительства (54%), на производстве (22%) и сельском хозяйстве (19%).
Комментировать не хотят
Издание Ukraina.ru попыталось разобраться, почему исследование Могилянки получилось таким односторонним и тенденциозным, а также понять, что исследователи имеют в виду под понятием «торговля мужчинами» и «трудовая эксплуатация».
Для этого мы попробовали связаться с Натальей Гусак, руководителем Школы социальной работы Киево-Могилянской академии, которая непосредственно руководила исследованием, но она попросила передать, что у нее нет времени пообщаться с нами. Мы также обратились в украинское представительство МОМ, но нам сообщили, что человек, который отвечает за коммуникацию по этим вопросам, занят, а когда освободится, сказать не могут.
Поэтому мы попытались самостоятельно разобраться, что исследователи понимают под «торговлей мужчинами» и «эксплуатацией».
В первом случае речь идет о скорее эмоционально окрашенном термине, так как никто, конечно же, украинских мужчин в Россию не продает. Когда же говорят об «эксплуатации», то речь идет о недобросовестных нанимателях, которые, пользуясь тем, что трудовые мигранты работали у них нелегально, не выплачивают им заработную плату — полностью или частично. Иногда такие рабочие становились жертвами физического насилия, когда их принуждали к труду, а также, когда они опаздывали на работу или оставляли территорию без разрешения. Были случаи психологического давления, а также и… сексуального насилия.
Почему исследование тенденциозно?
Потому что оно нерепрезентативно. Это сразу бросается в глаза, когда смотришь карту, где проживают опрошенные. На Украине — это Харьков, Сумы, Винница и Тернополь. А как известно, большинство украинских трудовых мигрантов с Западной Украины, ведь там всегда было меньше работы, чем, например, в промышленном Харькове. А из западноукраинских городов представлен только Тернополь.
В Молдавии все опрошенные проживают в Кишиневе. Хотя в сельской местности и маленьких городках безработица, которая толкает на трудовую миграцию, больше. К тому же, как известно, очень много молдаван из-за культурной близости едут на работу в Румынию, но Румыния как страна в исследовании Могилянки почему-то не представлена среди стран, куда «продают» молдаван для трудовой эксплуатации.
В свою очередь опрошенные белорусы проживают только в Восточной Белоруссии — Гомеле, Могилеве, Витебске. Западнобелорусские города — Гродно и Брест — в исследовании отсутствуют.
Почему же такие географические перекосы? Все объясняется просто — исследования проводились, как объясняется в презентации, не вообще среди трудовых эмигрантов, а только среди тех, кто обратился в МОМ с жалобой на эксплуатацию.
Не только Россия, но и другие страны
Никто не спорит с тем, что на территории России у нелегальных эмигрантов из Украины, а также из других стран, которые не оформляют на законных основаниях трудовые договора с работодателями, существуют серьезные проблемы, и что их «кидают» с зарплатой. Однако, утверждать, что это происходит только в нашей стране, перебор и не правда. Это происходит везде, где существует нелегальная трудовая эмиграция, в том числе и в странах Евросоюза, о чем Ukraina.ru не раз писала.
О злоключениях украинских гастарбайтеров, например, в Польше нам рассказывал лидер профсоюза «Трудовая солидарность» Виталий Махинько.
«Если ты в Польше работаешь официально, то в принципе у тебя проблем не будет. Ты будешь и официально получать зарплату, у тебя будет и медицинская страховка. Проблемы с польскими работодателями начинаются тогда, когда ты работаешь или неофициально, получая черную зарплату, или получая серую зарплату.
Бывает так, что вы заключили официальный договор с работодателем. Например, в нем прописано, что вы получаете $300 в месяц, а нас самом деле поляк вам платит $600. Вот тут и возникает проблема: вам в какой-то момент могут недоплатить.
Точно также у вас могут возникнуть проблемы, если вы получаете черным налом. Например, возьмут и не заплатят за последний месяц. За последние полгода в Польше это стало тенденцией: польский работодатель понял, что украинцу можно и не заплатить. На нашу горячую линию в Украине мы сейчас получаем от одного до трех звонков в день, которые сообщают нам о таких случаях», — рассказал Махинько.
Так что проблемы у украинских нелегалов в Польше точно такие же, как и в России.
Но этого можно, конечно же, и не заметить, если цель исследования другая — в очередной раз обличить «Империю зла».