Функции ГБР
Еще осенью 2015 года украинским парламентом был принят закон о создании Главного бюро расследований (ГБР). Хотя это ведомство было создано в начале весны 2016 года, на полную катушку оно согласно планам заработает только с 2017 года.
Целый год после его создания понадобился для разного рода организационных мероприятий: была сформирована конкурсная комиссия, отобравшая кандидатов на руководящие должности; набран штат работников; подготовлены офисы и рабочие места. Согласно штатному расписанию в ГБР будет работать 1,5 тысячи следователей, а само бюро будет иметь семь территориальных подразделений.
Согласно закону директор бюро будет назначаться президентом по представлению премьера после того, как кандидата отберет конкурсная комиссия. Своих замов директор будет назначать сам, но только из тех лиц, которые также отобраны на конкурсной основе. И директору и его замам должно быть не меньше 35 лет. Полномочия руководства будут ограничены пятилетним сроком. Два срока свое место никто из начальства занимать не сможет.
В украинских СМИ проходила информация, что наиболее вероятным директором ГБР станет военный прокурор Анатолий Матиос.
Главная функция бюро: это досудебное расследование преступлений, которые совершили правоохранители из МВД, СБУ и других ведомств, а также высшие правительственные чиновники уровня министров и начальников главков.
В списке полномочий ГБР на себя обращает внимание то, что оно сможет расследовать преступления, совершенные сотрудниками НАБУ, антикоррупционной прокуратуры и военные преступления. Таким образом,
Главное бюро расследований становится самым главным контролирующим и следственным органом на Украине. Оно будет находиться на самой верхушке пирамиды, состоящей из разного рода следственных структур.
Мало того, над ним фактически не будет ни одного надзорного органа, кроме президента. Таким образом, получается, что Главное бюро расследований в политическом плане превращается в очень серьезный фактор давления на политических противников.
Инициатива Порошенко
Многие собеседники Ukraina.ru небезосновательно считают, что за инициативой создания ГБР стоит Петр Порошенко. Он и будет его неформальным директором. К тому же предполагаемый глава бюро, Матиос, считается человеком Порошенко.
С помощью этой структуры украинский президент намерен решить сразу несколько проблем: с одной стороны взять под контроль разного рода следственные органы и ведомства, неподконтрольные ему, а с другой — прекратить время от времени случающиеся межведомственные конфликты и борьбу, что приводит к хаосу в правоохранительной системе.
«Не для кого не секрет давний и затяжной конфликт Порошенко с Арсеном Аваковым. Президент опасается и воспринимает как угрозу своей власти главу МВД, которому подконтрольна не только полиция, но и добровольческие батальоны типа полка «Азов».
Никакого влияния или возможности контролировать деятельность Авакова, министерства и добробатов у президента сейчас нет, — рассказал Ukraina.ru бывший высокопоставленный работник одного из силовых ведомств Украины. — Создание же ГБР даст ему такую возможность. Можно будет возбуждать уголовные дела хоть против Авакова, хоть против его подчиненных, которых будут обвинять в коррупции или в превышении служебных полномочий».
Также Порошенко сможет контролировать и Национальное антикоррупционное бюро Украины. У всех на памяти случившаяся в этом году «летняя война» между Генпрокуратурой, которую контролирует Порошенко через генпрокурора Юрия Луценко, и НАБУ. Тогда в начале августа прокуратура провела обыски в помещении НАБУ, а представители последней провели расследования в отношении некоторых прокуроров по подозрению в растрате бюджетных средств. Доходило едва не до боестолкновений двух силовых ведомств в центре Киева.
Надзиратели за надзирающими
«В Киеве все знают, что НАБУ было создано под давлением и с помощью американцев. Можно даже говорить, что это их структура. Для Вашингтона НАБУ — это рычаг давления на иногда несговорчивых представителей киевской власти или депутатского корпуса. Теперь ГБР станет контролирующим Антикоррупционное бюро органом. Влияние американцев, таким образом, на президентскую власть сразу же в разы упадет. Если кто-то из НАБУ пойдет против президента или его людей, то ГБР сразу создаст проблемы НАБУ. К тому же мы видели в течение этого года, что против НАБУ велась пропагандистская кампания: эту структуру обвиняли в малой эффективности. Мол, денег много на нее ушло, а на выходе нет никаких громких антикоррупционных дел», — считает наш собеседник.
Ну, и третья причина создания ГБР в преодолении хаоса в работе разного рода антикоррупционных структур. После Евромайдана на Украине было создано множество различных следственных органов, которые призваны бороться с коррупцией. За каждым из этих ведомств стояла та или иная группа политиков, которая в политической борьбе использовала свою антикоррупционную команду. Если что не так, ваш политический противник объявляется коррупционером и против него сразу возбуждается уголовное дело.
Теперь же, отдав возможность проведения следственных действий против коррупционеров из силовых ведомств и из властной верхушки ГБР,все эти «следственные комитеты» фактически лишаются своих полномочий.