На Украине будут новые следователи. Об этом заявила глава Нацполиции Хатия Деканоидзе. По ее словам, в криминальном блоке теперь будут работать люди не из правоохранительной системы.
«Хочу анонсировать, что где-то через три недели, месяц первая такая группа следователей и участковых будет выпущена для Киевской области. Никогда до этого в правоохранительную систему, в полицию, не были приглашены гражданские люди для того, чтобы занять должности следователя», — подчеркнула Деканоидзе.
Однако даже у соратников главы Нацполиции уже нет былого оптимизма по поводу реформы правоохранительной системы Украины.
«Есть концепции, но подготовки нет. При том, что мы год назад перестали принимать курсантов в Национальную академию внутренних дел, но в этом году снова начали набирать. Для меня это такой маленький откат реформы», — рассказал Найем.
По его словам, из-за массового отсева кадров в результате переаттестации и люстрации, Национальная полиция испытывает кадровый голод. Никто не ожидал, уверяет Найем, что из МВД уйдет настолько много сотрудников.
«Это — плохое следствие переаттестации. Нужно признать, что такая ситуация во многих управлениях Национальной полиции. Сейчас единственная возможность — это реформа образовательного процесса. Иначе мы может столкнуться с тем, что через год сотрудников полиции станет еще меньше», — заявил Найем.
Приток кадров со стороны не спасет МВД. Более того, это может усугубить и без того непростую ситуацию, уверены опрошенные Ukraina.ru эксперты.
Прощай, безопасность
Хатия Деканоидзе была назначена советницей министра внутренних дел Украины Арсена Авакова в начале 2015 года. В том же году 4 ноября она стала главой Национальной полиции Украины. В начале она действовала в тандеме со своей соотечественницей — бывшим министром полиции и общественного порядка Грузии Екатериной Згуладзе. Последняя стала заместительницей Авакова в декабре 2014 года. Собственно, именно тогда — в конце 2014 — начале 2015 началась радикальная реформа украинского МВД, которая ознаменовалась переименованием милиции в полицию, появлением на улицах украинских городов патрульных полицейских и люстрацией личного состава МВД.
Неполные два года — катастрофически мало для того, чтобы подготовить сколь-нибудь квалифицированного сотрудника правоохранительных органов, указывает в комментарии Ukraina.ru адвокат Татьяна Монтян.
«За такой срок нельзя реально подготовить следователя, как нельзя подготовить даже обычного участкового, патрульного. Единственная цель этих реформаторов была развалить даже ту милицию, которая была. С чем они с успехом и справились… Было бы неплохо, если бы теперь по объявлению понабирали народ с улицы в больницу МВД», — категорична Монтян.
По ее словам, нынешняя правоохранительная система Украины полностью развалена. При этом, люстрация милиции не помогла.
«Сейчас переаттестацию в новой честной полиции прошли самые мерзкие из старых милиционеров. Они чувствуют себя просто великолепно. А как раз более-менее нормальные пройти аттестацию не могут», — отмечает Монтян.
В результате в ведомстве ощущается катастрофическая нехватка компетентных кадров.
Парадоксально, ранее схожие мысли, но в более мягкой форме, высказывал генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. Он персонально обратился к Деканоидзе с просьбой не «рубить с плеча» и оставить на службе некоторых представителей старой правоохранительной системы.
«Госпожа Хатия, я здесь очень субъективный. Вы спрашиваете, кого вычистили? Я бы вам очень рекомендовал бы обратиться через известную процедуру президента и ВР и вернуть господина Паскала на службу в МВД. Это профи, без которого уголовный розыск сегодня не получил адекватного назначения. Или Евдокимова, или других людей», — заявил Луценко.
По словам главы ГПУ, «в некоторых моментах и аттестация, и люстрация должны иметь исключения»
«Если вы так же думаете, что, например, Паскал нужен был бы, например, в раскрытии дела Шеремета, я ему позвонил бы, спросил ли возьмешься, он говорит возьмусь. Звали? Нет. Неправильно. Извините», — рассказал генпрокурор.
Василий Паскал ранее занимал должность начальника уголовной полиции и был заместителем Деканоидзе. Но в его отношении развернулась травля — активисты Майдана припомнили Паскалу его расследования против участников событий 2013-2014 годов. В итоге, Паскала «ушли» на пенсию.
Многие следователи сбежали из Украины, поскольку их занесли в списки «врагов Майдана». Примечательно, что в «люстрационном списке Евромайдана», составленном еще в феврале 2014 года, можно найти 5 следователей по особо важным делам — высококвалифицированных специалистов.
Получается патовая ситуация: профессионалов для передачи опыта новым — «гражданским» — следователям попросту нет. Да и сам их опыт считается негативным. А времени для того, чтобы подготовить хотя бы минимально способного к расследованиям специалиста тоже катастрофически мало.
Форма, но не содержание
Пока же в полиции продолжают хвалиться материально-техническим обеспечением. На этот раз на смену японским Toyota Prius пришла японская же форма.
«Уже сегодня наши первые участковые в Киеве получили новую японскую форму, теплую, замечательную», — заявила в начале ноября Деканоидзе.
Правда, по ее словам, международной технической помощи пока не хватает, чтобы переодеть 110 тыс. сотрудников. Пока украинская полиция получила лишь 9,5 тысяч комплектов зимнего обмундирования от Японии. Одежду для участковых передали в рамках гранта на техническую помощь от японского правительства.
Но форма не сделает работу украинской полиции лучше.
«Мои клиенты — «гоп-стопщики», разбойники и бандиты абсолютно не боятся полицейских. Они боятся только одного, чтобы неправильно выбранная жертва им не всадила пулю в лоб. А полицию они не боятся ни капельки», — делится мыслями с Ukraina.ru адвокат Монтян.
По ее словам, новые следователи ничего не смогут расследовать.
«Они (следователи — ред.) не смогут ничего процессуально оформить так, чтобы это не развалилось в суде», — подчеркивает юрист.
Впрочем, по ее словам, благодаря реформе судебной системы в стране уже есть большое количество судов, в которых невозможно сформировать состав для слушания дела.
Примечательно, что проблему нехватки судей признают и в Генпрокуратуре.
«На судебной стадии рассмотрения дела Виктора Януковича нас ожидают определенные трудности. Мы уже этим занимаемся. В составе Печерского районного суда Киева, который должен рассматривать это дело, нет достаточного количества судей», — заявил 7 ноября замгенпрокурора Украины Евгений Енин.
В то же время, Печерский районный суд Киева — это своеобразный центральный суд украинской столицы — там рассматриваются самые громкие дела.
«Недееспособная полиция, недееспособные следователи будут передавать в суды «помоечные» дела», которые развалятся там полностью, или их некому будет слушать. Страну уже охватила полная анархия, а что дальше будет: 90-ые покажутся нам "детским лепетом"», — резюмирует адвокат.
Правоту ее слов подтверждает невеселая статистика. Как заявил глава ГПУ, за первые семь месяцев 2016 года зарегистрировано 410 тыс. уголовных правонарушений, что на 25% больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Так, количество краж выросло на 38% до 221 тыс. случаев, грабежей — на 40% до 16,2 тыс. случаев, разбойных нападений — на 30% до 2,4 тыс. случаев, а угонов — на 16% до 7 тыс. случаев.
Даже в столице Украины — Киеве нельзя чувствовать себя в безопасности. В общественных местах за полгода с небольшим совершили 25 тыс. преступлений, что в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Это цифры и есть — красноречивое свидетельство «успешности» реформ системы правопорядка, которые проводит украинская власть.