Рейдерский захват Покрова дня
День защитника Украины, который на высшем государственном уровне отмечается сегодня в нашей стране, входит в топ-список главных праздников пост-майдановской Украины — наряду с Днем памяти жертв голодоморов, Днем героев Небесной сотни и Днем достоинства и свободы, в который предлагается отмечать выдающиеся достижения первого и второго майданов. Эволюция этого специфического во всех смыслах праздника очень характерна и показательна в контексте политической трансформации, которую претерпела за эти годы Украина.
Утвержденный еще в 1999 году, согласно решению президента Леонида Кучмы — в качестве Дня украинского казачества, он поначалу занимал самое скромное место в пантеоне памятных государственных дат. Всего каких-нибудь десять-пятнадцать лет назад большинство украинцев ничего не знали об этом празднике. Конечно, верующие православные и греко-католики отмечали в этот день крупный христианский праздник — Покров Пресвятой Богородицы, однако его празднование не имело никакого политического контекста и уж точно не несло в себе никаких национал-патриотических коннотаций.
Все изменилось после «оранжевой» революции, когда Покров день буквально за несколько лет стал главным праздником украинской националистической общественности, во время которого она устраивала смотр своих активно растущих сил, организуя массовые политические шествия в центре Киева, Львова и других городов страны. При этом празднование Покрова в версии националистов носило подчеркнуто воинственный, милитаристский характер. Украинцам рассказывали, что этот день испокон веков являлся для их предков главным военным праздником.
Сторонники этой версии прежде всего апеллировали к истории Запорожской Сечи, утверждая, что казаки-запорожцы считали Покров своим главным, войсковым праздником. Но основной причиной националистической канонизации Покрова стало то, что, в октябре 1942 года в эту дату якобы была основана Украинская повстанческая армия. Поэтому, кучмовский День украинского казачества позиционировался при Ющенко уже в качестве Дня УПА — в каковом качестве его и раскручивали среди общественности либеральные и националистические медиа, отодвигая историю с казачеством далеко на второй план.
«Антикиевский» праздник?
На самом же деле, история привязанного к Покрову праздника УПА является легендой, которая сложилась сразу из нескольких слоев нагроможденных друг на друга патриотических мифов. Казачество действительно почитало праздник Покрова — однако, не многим более, чем другие Великие праздники православной церковной традиции. И подавно, это вовсе не было какой-то специфической особенностью запорожцев — донские, терские, кубанские, уральские и даже амурские и семиреченские казаки также считали этот день одной из символических для себя дат.
Интерес со стороны военно-служивого сословия был связан с тем, что, согласно канонической легенде, образ Богородицы даровал в этот день победы византийскому войску, позволив отогнать осаждавших стены Константинополя врагов. Стоит отметить, что эта легендарная история описана в Четьих Минеях очень неопределенно и путано — вплоть до того, что до сих пор неясно, при каком императоре и в каком году якобы произошло описанное в ней христианское чудо.
Но самая пикантная деталь состоит в том, что, согласно одной из версий, разбитое войско безбожных язычников было армией русов — то есть, варяжской дружиной киевского князя, которая совершала очередной грабительский поход на столицу Византийской империи. Так что можно с иронией сказать, что в основе легенды о Покрове лежат свидетельства о крупном военном поражении кумиров нынешнего батальона «Азов», который бравирует своим поклонением варяжским языческим символом и, при этом, организовывает сегодня памятное шествие по киевским улицам.
Впрочем, это только один из эпизодов глобальной зрады, связанной с датой празднования Покрова. Дело в том, что, согласно историческим данным, традиция празднования этой даты на Руси была введена владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским. А этот воинственный князь, сын основателя Москвы Юрия Долгорукого, традиционно считается в украинской историографии злейшим врагом и разорителем Киева, с которого, собственно, и ведется счет проклинаемых «московских украинофобов».
«Начало почитания Покрова на Руси связано с Владимиро-Суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского», — совершенно определенно пишет об этом казусе церковный историк Остроумов. Другими словами, этот канонизированный нашими националистами праздник пришел на Украину именно из России.
Более того, как подчеркивает «Православная энциклопедия», владимирский князь ввел эту праздничную дату после нападения на Киев, откуда он и вывез особо почитаемую в этот день Владимирскую икону Богородицы, которая, согласно преданию, была доставлена туда ранее из Византии — «в память заступничества Богородицы через Ее Владимирскую икону за войско Андрея Юрьевича Боголюбского». В память об одном из своих походов князь Андрей построил уникальную по красоте и изяществу церковь Покрова на Нерли, расположенную в родном селе Боголюбово — которая дошла до наших дней и сейчас входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Запорожье и Карпаты
Так, или иначе, праздник почитания Покрова широко распространился в последующие века на украинских землях, где исповедовалась православная традиция христианства. Причем, запорожцы, которые действительно особо почитали этот день, во многом выделяли его именно в пику католической экспансии польского правительства — как чисто православный праздник, который являлся по этой причине важным для сохранения идентичности украинцев.
Другими словами, Покров день являлся в то время чем-то вроде маркера, который позволял выделять противников европейской интеграции украинцев в ее польско-литовской версии. К примеру, напраздновавшиеся киевские мещане нападали в этот день на одиноких поляков-«латынян», которые встречались им на улицах — об этом свидетельствует жалобы, которые пришлось разбирать православному киевскому воеводе Адаму Киселю. То же самое наблюдалось и на западе Украины — где православные братства, которые отчаянно сопротивлялись политике окатоличивания и обращения в унию, подчеркнуто праздновали Покров как день запорожского казачества, в лице которого они видели заступников от польского произвола.
Память об этом сохранилась до ХХ века, когда Покров день по-прежнему оставался значимым церковным праздником для волынских православных и галицких греко-католиков, из которых рекрутировали боевиков лидеры ОУН и УПА. Однако, несмотря на это, 14 октября не имеет никакого отношения к образованию Украинской повстанческой армии. Подавляющее большинство современных историков единодушно считают, что бандеровская УПА сформировалась только к весне 1943 года, а в некоторых регионах — только к концу сорок третьего года. В 1942 году это название некоторое время носила жестоко истребленная бандеровцами «Полесская Сечь» Тараса Бульбы-Боровца — однако в истории этой группы тоже нет никаких дат, которые имели бы связь с Покровом.
Легенда о том, что УПА якобы основали аккурат к празднику 14 октября, была придумана позже, задним числом, в эмигрантских националистических кругах. Там занимались созданием собственной мифологии, и нуждались в собственных, искусственно созданных праздниках, чтобы искусственно сшить между собой ОУНовскую историю с казацкими, а то и древнерусскими временами. И только после победы Ющенко, в 2005 году, Украине исподволь начали навязывать этот день в качестве главного военного праздника. Хотя на тот момент помимо неофициально отмечавшегося всей страной красноармейского 23 февраля, мы уже имели официальный День вооруженных сил Украины, который до сих пор отмечается 6 декабря.
Правый марш
Все последующие годы украинская патриотическая общественность активно занималось раскруткой пресловутого Дня УПА — совершенно не заботясь тем, что он имеет под собой ложную фактологическую основу. Самую важную роль в этом сыграла партия «Свобода», которая год от года выводила в этот день на улицы сторонников радикальных националистов. Их число постоянно росло, параллельно с ростом политического влияния ультраправых в масштабах всей Украины — так, в 2012 и 2013 годах национал-радикалы выводили в этот день до 10 тысяч человек.
По сути, Покрова стала точкой сборки националистического движения. В проходивших по случаю этой даты акциях принимали участие буквально все правые группы неонацистского толка, которые породили потом из своей среды запрещенный в России «Правый сектор» и полк «Азов». Однако кроме них на акции постепенно подтягивались простые киевляне, которые впитывали в себя националистические мифы, и привыкали к шовинистической демагогии, которая каждый день звучит с трибун в этот день.
Не удивительно, что после Евромайдана власть без проблем позволила националистам придать Дню УПА самое высокое государственное значение. На сегодня эта дата является выходным днем, а накануне, 13 октября, ее активно отмечали в школах, вузах, и офисах — в качестве мужского праздника, с помощью которого желают вытеснить до сих пор популярное в народе 23 февраля. Хотя очевидно, что дальнейшее раздувание фейкового мифа может привести к критическому росту влияния неонацистов, которые вполне обоснованно считают своим этот нагло перехваченный у христиан праздник. Ведь не случайно именно в этот день в Киеве проходит учредительное собрание ультраправой партии, созданной на основе «Азова». Хотя на нем вряд ли вспомнят о неудобном константинопольском чуде или о киевском походе князя Андрея Боголюбского.