В 25-й годовщину независимости Украины в Гаване произошло знаменательное событие, которое теоретически может помочь урегулировать конфликт в Донбассе, хотя не имеет к нему прямого отношения.
Правительство страны и левые повстанцы из организации FARC (Революционные вооруженные силы Колумбии) заключили мирное соглашение, детальный документ объемом в 297 страниц. Если 2 октября на референдуме колумбийский народ ратифицирует эту договоренность, то в стадию завершения войдет самый затяжной конфликту на американском континенте.
Он длился с 1964 года и к моменту начала нынешних мирных переговоров, то есть к осени 2012, число его жертв исчислялось в 218 094 человека, из которых более 80% приходится на гражданское население. А среднее ежегодное количество жертв — 4,5 тысячи вполне сопоставимо с числом жертв конфликта на востоке Украины.
Значительная часть погибших — дело рук не не вооруженных сил и не повстанцев, а боевиков из различных правых организаций, которые в основном терроризировали население, подозреваемое в симпатиях к мятежникам. Эти организации во многом можно считать аналогом «Правого сектора» (запрещенная в России экстремистская организация) и неконтролируемых добровольческих батальонов. Только в Колумбии они действовали с большим размахом, чему способствовало их финансирование за счет накроторговли.
Такой размах они приобрели начиная с 1980-х, поэтому возможно у Украины еще всё впереди. А источникам роста для таких группировок в нашей стране послужит контрабанда, рэкет и те же наркотики.
Компромисс по-колумбийски
Чтобы избежать печальной перспективы, стоит внимательно изучить колумбийское мирное соглашение, ибо многие его элементы применимы к украинской специфике. Принципиальное отличие одно: повстанцы не выступали за отделение или изменение территориального устройства Колумбии, они не являлись представителями какого-либо макрорегиона или этнической группы, и очаги их движения есть всей Колумбии, правда, исключительно в сельской местности.
Во главу угла они ставили социальные вопросы. Поэтому заметная часть мирного соглашения посвящена аграрной реформе и другим проблемам колумбийского крестьянства. Этот аспект договоренностей выглядит для нас не столь интересным, но важно, что власть во многом согласилась с главными пунктами повестки дня, которую выдвигали повстанцы.
Актуальней для нас решение в документе таких вопросов как амнистия, разоружение, участие бывших повстанцев в политическом процессе.
Критерии амнистии детально прописаны в документе. Ей не подлежат лишь такие тяжкие преступления как убийства гражданского населения, изнасилования, пытки, захват заложников (при этом взятие в плен военных и полицейских в ходе боевых действий не считается захватом заложников). А в случае добровольного признания вины на этапе досудебного разбирательства, наказание будет заключаться лишь в ограничении свободы передвижения.
Все прочие преступления, сопряженные с ведением боевых действий, подпадают под амнистию. В том числе и торговля наркотиками, если она имела целью финансирование восстания. Это один из самых противоречивых пунктов договоренностей, но власть здесь имеет поддержку Верховного суда.
Разбираться с вопросами наказания и амнистии будет особый правовой орган под названием Специальная юрисдикция мира. В нем будут как следственные, так и судебные структуры, а в последних предусмотрено участие зарубежных юристов. Но при этом любые судебные решения в отношении боевиков не являются препятствием для их участия в политической жизни. То есть колумбийское правительство не использует основной аргумент украинской власти: «террористы не должны баллотироваться».
Своя народная милиция
Соглашение предполагает разоружение FARC. Это поэтапный процесс, рассчитанный на полгода. В течение этого времени повстанцы будут находиться в определенных договором 23 «переходных зонах нормализации» и 8 «переходных пунктах нормализации», расположенных по всей стране. В договоренностях детально прописаны гарантии безопасности для обитателей этих территорий, предполагающие в частности создание бесполетных зон. За соблюдением перемирия и разоружением будет следить специальная мониторинговая группа, из представителей как обеих сторон, так и ООН и других международных организаций.
Разоружению подлежат не только левые повстанцы, но все незаконные вооруженные формирования, в том числе и правые боевики, чья численность сейчас превышает численность FARC и составляет 15 тысяч человек Для того чтобы гарантировать прекращение их деятельности, создается отдельная структура в составе генеральной прокуратуры страны.
При этом фактически разоружение членов FARC будет не абсолютным, ибо часть участников организации интегрируется в силовые структуры в качестве охранников тех деятелей повстанческого движения, которые пойдут в политику. Гарантии безопасности участников политической жизни, прежде всего оппозиционеров, подробно прописаны в этом документе, что очень логично из-за традиции политических убийств в стране.
Из террористов в депутаты
Интеграция FARC в легальную политику должна начаться уже в ближайшее время. Соглашение предполагает, что эта организация выделит 6 делегатов для участия в парламентские дебатах по принятию законов по имплементации мирного соглашения. Эти делегаты будут иметь те же права что и парламентарии, за исключением права голоса. В дальнейшем же предполагается, что в 2018-2026 году (то есть в течение двух ближайших созывов парламента), политическая партия, возникшая на основе FARC, будет независимо от итога выборов иметь не менее 5 мандатов как в Сенате (всего там 103 депутата), так и в палате представителей.
В последней сейчас заседают 166 депутатов, но в ближайшие два созыва их будет 182, ибо соглашение предусматривает создание 16 временных избирательных округов на территориях наиболее охваченных конфликтом. В депутаты там смогут баллотироваться только местные жители (включая тех кто из-за военных действий стал перемещенными лицами), а партии, представленные в парламенте, не смогут здесь выдвигать кандидатов. Считают, что благодаря таким нормам депутатами в этих округах изберут представителей общественных организаций связанных с FARC.
«Разве эти модальности не дают пример того, как можно решить сходный вопрос на Донбассе?» — написал на днях в своей статье о колумбийских уроках для Украины Виктор Медведчук.
Примеров, которые можно позаимствовать для донбасского урегулирования, в Колумбии много. Это касается не только текста соглашения, но и организации переговоров. Ведь они были прямыми — власть рассматривала FARC как равноправного партнера по диалогу. Кстати начало этого диалога восходит еще к 1980-ми годам (хотя он и не был постоянным).
Все за мир, но никто — за компромиссы
Но, увы, трудно представить, чтобы Украина стала сейчас эти уроки усваивать. И думаю дело здесь не только в характере и политических взглядах Порошенко, Гройсмана, Парубия и других украинских политиков, но и в разном взгляде на Украину и Колумбию со стороны США и Европы.
На словах все западные державы за мир повсюду: и за Минские соглашения, и за Гаванские. Так позитивные комментарии по поводу подписанного 24 августа документа прозвучали и от Европейской службы внешних действий и от глав МИД ведущих стран ЕС и от Госдепа. Госсекретарь спосвятил мирному урегулированию в Колумбии несколько публичных выступлений в ходе поездки в Гавану 21 марта встречался с переговорными группами, как от колумбийского правительства, так и от FARC (организации официально признанной госдепом США террористической). Правда, он подчеркивал, что с реализацией мирных соглашений ее исключат из этого списка.
А тогдашнее интервью Керри ведущему испаноязычному телеканалу США «Телемундо» вылилось в перепалку с журналистской Марией Селестой Аррарас, которая сравнивала FARC с ИГИЛ (запрещенная в России организация). Керри возражал.
— Это (FARC — ред.) группа, которая убила больше четверти миллионов людей за последние 50 лет, а с начала мирных переговоров насилие увеличилось, а не уменьшилось, — атакова Аррарас госсекретаря США. На что последовал ответ.
— Но это не она увеличивает насилие. Это правые боевики, которым нельзя давать вершить правосудие. Это другой род насилия. Но обратимся к истории. Что было бы с Германией и Японией, если бы мы ставили целью убить всех, кто был вовлечен во вторую мировую войну? Я думаю, что в какой-то момент надо искать пути к примирению и миру.
А вот в украинском случае можно ли представить… Нет — не как госсекретарь или кто-то из глав европейских МИД в неком интервью пытается отражать нападки на ДНР-ЛНР (хотя они и не входят в список террористов). И не встречу тех же государственных деятелей с переговорной группой республик. Нет, всего лишь представить, чтоб Керри, Штайнмайер, Эйро или кто-то из их коллег сказали бы, что Киеву необходим прямой диалог с Донбассом, возможно, подкрепив это колумбийской аналогией? Но уже более двух лет на таком диалоге публично настаивает только Россия. И молчание Запада по этому поводу лучше всего подчеркивает, что Украина — не Колумбия.
Видимо, с точки зрения Запада задачи этих двух государств различны. Колумбия не граничит с Россией, и там надо прежде всего создать стабильность, которая позволит прекратить приток кокаина в США. И присутствие в колумбийском парламенте десятка-двух последователей Че Гевары является сейчас для Вашингтона и Брюсселя меньшим злом, чем кокаиновые картели. Но вот автономия Донбасса, тем более — федерализация Украины, видимо, для них похуже кокаина и героина, ибо создадут в этой стране очаги русского мира, мешая экспорту в Россию майданов и прочих европейских ценностей.
А за роль хранителя ценностей Украине приходится расплачиваться миром.