Сегодня Британия «делает исторический выбор», «решает судьбу будущих поколений», «определяет путь развития западной цивилизации», «принимает судьбоносное решение», «сбрасывает ненавистные оковы» — это я перечислил вам только несколько из множества расхожих фраз, которые обрушились в последнее время на головы британского обывателя. Тем удивительнее на фоне этих громких заявлений о «судьбоносности» узнать, что ни у кого в Британии не хватило денег на проведение общенационального экзит-полла, привычного для любой, даже самой проходной, избирательной кампании. То есть какие-то экзит-поллы и опросы будут обнародованы в 12 часов по московскому времени, когда закроются последние участки. Но большей частью это будут внутрипартийные и заангажированные опросы, в результатах которых я почти не сомневаюсь: сторонники «Брэкзита» заявят о своей победе, а их противники — о своей. Сам результат подсчета голосов мы узнаем лишь в пятницу утром (в лучшем случае — где-то в 9-10 часов по московскому времени).
До этого можем лишь гадать на кофейной гуще, чем, собственно и занимаются сейчас британские и европейские аналитики. Нет, на самом деле, в качестве этой «гущи» используют они результаты самых свежих опросов, проведенных буквально вчера. Вот результаты опросов, обнародованных четырьмя ведущими социологическими компаниями 22 июня:
YouGov: Остаться в ЕС — 51%. Выйти из ЕС — 49%
Opinium: Остаться в ЕС — 49%. Выйти из ЕС — 51%
ComRes: Остаться в ЕС — 53%. Выйти из ЕС — 47%
TNS: Остаться в ЕС — 49%. Выйти из ЕС — 51%
С учетом погрешности в 2-3%, в общем-то, можно сказать, что все социологи предсказали сегодня результат «ноздря в ноздрю», при котором все может решить тысяча-другая избирателей (как это, скажем, недавно было на выборах президента Австрии).
Но вы знаете, СМИ и британская общественность воспринимает эти опросы с большой долей скепсиса. И сами социологи дали для этого повод: на парламентских выборах прошлого года все те же самые фирмы предсказали такой же исход «ноздря в ноздрю» в сражении между консерваторами и лейбористами. Ни одна из социологических компаний (то есть совсем ни одна!) даже близко не предсказала значительную победу, которую в итоге одержала Консервативная партия. Неудивительно, что теперь на социологов на Туманном Альбионе смотрят довольно косо.
На самом деле, такие разбросы между социологией и реальным результатом голосования в Британии объяснить довольно легко. Дело в том, что, в отличие от многих стран, в Соединенном Королевстве очень многое зависит от агитации и организованности основных кампаний в сам день голосования. Да-да, сегодня по всей стране ведется яростная агитация возле избирательных участков, на площадях и даже в домах избирателей, в которые направились специальные команды агитаторов (так называемые «команды GOTV» — «get out the vote»). Основные штабы кампаний на протяжении последних месяцев готовили базу данных по всем избирательным участкам с целью определить свою целевую аудиторию с тем, чтобы в день референдума мобилизовать свои ресурсы именно на привлечение данной аудитории на участки.
За избирателями, которые помечены в штабах как «потенциально свои», приезжают на машинах, их везут на нужные участки, по дороге долго инструктируя, как нужно голосовать. Все это в Британии не только не является нарушением закона, а категорически приветствуется. И как вы понимаете, никакая социология не может предсказать уровень мобилизации того или иного штаба.
В этом компоненте как раз более сильными являются сторонники сохранения Британии в ЕС. Не надо забывать, на этот лагерь усиленно работал админресурс и две партии, обладающие мощной и давно устоявшейся базой «полевых» агитаторов — Лейбористская и Либерально-демократическая. Кроме того, значительные ресурсы на кампанию GOTV сегодня бросили все мощнейшие профсоюзы, также обладающие солидными базами данных.
Ничего похожего в команде «Брэкзита» нет. Единственная общенациональная партия, которая официально поддержала выход из ЕС, — это далеко не самая мощная и совсем не разветвленная Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP). Консерваторы, чей электорат расколот по вопросу «Брэкзита», официально объявили нейтралитет, а соответственно, не могут задействовать всей мощи своей агитационной машины. Таким образом, не приходится сомневаться, что команда еврооптимистов сегодня имеет значительное преимущество в агитационных силах.
На что же надеются евроскептики? В первую очередь, на гораздо более сильный энтузиазм своих сторонников и… на низкую явку избирателей. Исследование, проведенное компанией YouGov в мае, выявило, что лишь 4% избирателей были на 100% уверены в своем решении голосовать за сохранение страны в рядах ЕС. В то же время такой уверенностью в голосовании за выход из ЕС обладали тогда 23% опрошенных.
Именно на это, на более сильную заинтересованность евроскептиков и, даже можно сказать, на их одержимость результатом референдума, рассчитывают в первую очередь сторонники «освобождения Британии от оков Евросоюза».
Компания YouGov даже выработала специальный счетчик зависимости результата от явки. По ее мнению, при 100%-ой явке сегодня (что, конечно, невозможно) сторонники сохранения в ЕС победили бы с преимуществом в 4% голосов. При 60%-ой явке голоса разделились бы 50 на 50. При явке в 50% и ниже сторонники «Брэкзита» уже побеждают с отрывом в 1-2%. А прогнозы тех же социологов дают на сегодня явку чуть выше 50%. Подчеркну: в Британии нет нижнего порога явки избирателей для признания референдума состоявшимся (как это было недавно на референдуме в Нидерландах).
Именно поэтому лагерь еврооптимистов приложил максимум усилий, призывая людей (и особенно самую пассивную часть электората — молодежь) на участки. А лагерь евроскептиков все последние дни подсчитывал, насколько явка будет низкой, и со смаком разбирал штормовые предупреждения на сегодня в Британии. И в самом деле, Юг Англии сегодня залит ливнями, что, по мнению сторонников «Брэкзита», может «благотворно» сказаться на результате, снизив явку не самых активных избирателей.
Как видите, эти гадания происходят не только на социологической «кофейной гуще», но и на прогнозах погоды. Но гадать осталось недолго — всего-то до завтрашнего утра. А завтра, вне зависимости от результата, мы станем свидетелями начала второго акта этого увлекательного зрелища, результатом которого, вполне вероятно, может стать падение нынешнего правительства или же превращение «правительства большинства» в «правительство меньшинства».