Вечером 16 мая в Вене прошла встреча президентов Армении и Азербайджана. Это были первые переговоры лидеров двух стран после апрельской военной эскалации конфликта.
Встреча проходила при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Россию представлял глава МИД РФ Сергей Лавров, США и Францию — главы их внешнеполитических ведомств Джон Керри и Жан-Марк Эйро. Переговоры продолжались около двух часов.
По итогам встречи глава МИД России Сергей Лавров объявил журналистам, что сторонами была достигнута договоренность о необходимости соблюдения перемирия. «Мы договорились добиваться соблюдения перемирия, прекращения огня в том виде, в котором эта договоренность была достигнута в 1994 и 1995 годах. Договорились, что ОБСЕ будет формулировать конкретные шаги, позволяющие расследовать инциденты на линии соприкосновения», — заявил российский министр.
Венские переговоры были инициированы Минской группой ОБСЕ. Их проведение было обусловлено необходимостью установить стабильный режим прекращения огня в Нагорном Карабахе. В ночь на 2 апреля этого года здесь произошло крупнейшее с 1994 года военное столкновение. В возобновлении боевых действий стороны обвинили друг друга. Ожесточенные бои продлились до 5 апреля.
В министерстве обороны Нагорно-Карабахской республики сообщили, что во время апрельского вооруженного противостояния потери армии обороны НКР со 2 апреля составили 56 человек. Пресс-секретарь Минобороны Армении официально заявил, что со стороны Армении были убиты 102 человека, ранения получили 127 человек. Минобороны Азербайджана признало факт гибели 31 военнослужащего. Однако есть основания полагать, что погибших было значительно больше.
Впервые с 1995 года линия фронта сдвинулась, пусть и незначительно. Села Талиш и Нор Сейсулан перешли под контроль Азербайджана. Как сообщало агентство Sputnik Армения, Талыш находился на передней линии борьбы — дома были разрушены, а жители эвакуированы. Власти Нагорного Карабаха оценили прямой ущерб от военного противостояния с Азербайджаном в начале апреля в 400-500 миллионов драмов или почти полмиллиона долларов.
Венское перемирие
Встреча президентов Армении и Азербайджана в Вене не являются частью мирного процесса по урегулированию замороженного конфликта. Нынешнее обострение как раз и стало следствием отсутствия продвижения в нем на протяжении последних нескольких лет.
На данный момент стороны имеют мало общего во взглядах на ситуацию. Так, Азербайджан не заинтересован в сохранении статуса-кво для Нагорного Карабаха. «Азебайджан неоднократно настаивал не на «общих принципах урегулирования», а конкретно на соглашении, которое будет предусматривать вывод армянских оккупационных сил с этой территории. В перспективе я вижу это возможным», — заявил в комментарии Украине.Ру азербайджанский политический, государственный и общественный деятель, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков.
Армения же пока не готова рассматривать вариант вывода своих войск не только с территории НКР, но и буферной зоны, состоящей из 7 азербайджанских районов. Кроме того, власти Армении заявляют, что в случае новой волны боевого противостояния, Армения официально признает Нагорно-Карабахскую республику. Этот вопрос 16 мая рассматривала комиссия по внешним связям Национального Собрания (парламента) Армении.
«Было решено, что вопрос признания может поступить в парламент в любой момент, если для этого появятся резкие предпосылки — агрессия со стороны Азербайджана. И об этом уже не один раз говорил президент Армении Серж Саргсян. На сегодняшний день пока такой необходимости нет. Вопрос присоединения НКР к Армении на данном этапе не рассматривается вообще», — заявил Украине.Ру депутат Национального Собрания Республики Армения Карен Бекарян.
Сама НКР пока не видит необходимости в ее признании властями Армении. «Мы считаем, что республика Армения не должна быть первой страной, которая признает Нагорно-Карабахскую республику. На наш взгляд, Армения должна признать НКР только в двух случаях: если НКР будет признана Азербайджаном и на этом конфликт будет исчерпан; если Азербайджан начнет войну. Тогда признанию альтернативы не будет», — заявил пресс-секретарь президента Нагорно-Карабахской Республики Давид Бабаян в интервью изданию Украина.Ру.
Кто нажал курок
Поводом к апрельской эскалации вокруг Карабаха могло послужить российско-турецкое обострение после трагических событий в Сирии, когда турецкие ВВС сбили российский истребитель, пролетавший вдоль турецкой границы. Расчет делается на то, что дополнительные проблемы вблизи российских границ, в регионе, где Россия имеет стратегические интересы, могут ослабить Москву или в некоторой степени отвлечь ее от других международных вопросов.
«За азербайджанцами стоят турки. Турция же продолжает блокировать границу с Арменией. И вообще ведет себя достаточно агрессивно. Турки просто вредят. Они понимают, что эта ситуация создает нестабильность. К тому же порождает проблемы между Арменией и Россией, которые объединены в рамках Евразийского экономического союза и ОДКБ», — сказал в комментарии Украине.Ру политолог, директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев.
Для урегулирования конфликта Армения готова обсуждать возврат семи азербайджанских районов, которые изначально не входили в сам Карабах, но в ходе военных действий были захвачены Арменией для создания пояса безопасности. Однако власти Азербайджана настаивают на возврате всей территории — и буферной зоны, и Нагорного Карабаха. Кроме того, существует риск, что в случае кардинальных уступок одной из сторон, президенты могут быть объявлены предателями внутри своих стран, поскольку общество еще не в полной мере готово к примирению.
Москва последовательно инициирует активный переговорный процесс с Ереваном, Баку и странами Европы для выхода из карабахского тупика. Однако если реанимировать диалог о реальном урегулировании конфликта и перейти к его мирному размораживанию не удастся, противоречия будут нарастать и рискуют снова перейти в ожесточенные бои за территорию.
В июне президенты Азербайджана и Армении должны согласовать время и место своей следующей встречи, на которой они продолжат обсуждение параметров урегулирования кризиса в Нагорном Карабахе.
Юлия Голубева, Александр Чаленко