На его взгляд, этим «нарочитым невниманием» властей США пользуется Москва, которая отстраняет закавказские государства от Запада и укрепляет свое влияние в регионе.
В начале апреля конфликт в Нагорном Карабахе едва не обернулся полномасштабной войной между Азербайджаном и Арменией, пишет обозреватель Washington Post, бывший дипломат США Мэтью Брайза. По его словам, трансатлантические лидеры призвали стороны покончить с кровопролитием и удвоить усилия для урегулирования политических разногласий, но не сделали больше ничего. Владимир Путин, напротив, принялся действовать решительно, «чтобы укрепить международную репутацию России и отстранить Баку с Ереваном от Запада».
В 1994 для переговоров по карабахскому конфликту была создана Минская группа ОБСЕ, и автор статьи участвовал в ее работе с 2006 по 2009. Как отмечает Брайза, Россия и США продолжали сотрудничество в рамках этой организации, даже несмотря на то, что Белый дом с неприязнью воспринял «российское вторжение» в Грузию в 2008.
Поэтому, признается экс-дипломат, его удивило отсутствие сотрудничества между Вашингтоном и Москвой по этому вопросу за последнее время. Вместо того чтобы объединиться для консолидации действий, руководствуясь принципами Минской группы, Путин действовал самостоятельно.
Возможно, российский лидер намеревался ослабить кредит доверия к вице-президенту Джо Байдену, который пытался придать новую силу мирному процессу в Нагорном Карабахе на встречах с главами Азербайджана и Армении за день до нового обострения конфликта. Или же, рассуждает автор статьи, Путина могло разозлить, что Серж Саргсян и Ильхам Алиев встретились с Бараком Обамой на полях ядерного саммита, который сама Москва бойкотировала.
«Подозрительным по своей природе жителям Закавказья трудно рассматривать вышеприведенное стечение обстоятельств в качестве простого совпадения, — полагает Брайза. — Многие азербайджанцы и армяне с давних пор опасались, что внешний игрок может подтолкнуть местного военачальника на возобновление конфликта ради своих узких политических интересов. Они помнят, как в августе 2008 Россия воспользовалась тем, что мировые лидеры отвлеклись на церемонию открытия Олимпиады в Пекине, чтобы вторгнуться в Грузию, и как в феврале 2014 Россия готовилась начать военную операцию на Украине, когда подходили к концу сочинские Олимпийские игры».
В любом случае, продолжает автор статьи, Путин контролирует ситуацию с помощью интенсивной дипломатии, тогда как Обама не демонстрирует никакого интереса к вопросу. Белый дом даже не удосужился опубликовать официальное заявление, а Госдепартамент ограничился сдержанной реакцией.
В то же время Путин неоднократно консультировался с Алиевым и Саргсяном, а российские министры иностранных дел и обороны активно взаимодействовали с коллегами из Еревана и Баку. В результате соглашение о прекращении огня 5 апреля было заключено при посредничестве Москвы, но без прямого участия Минской группы ОБСЕ.
Таким образом, Россия выиграла в двух ключевых направлениях. Во-первых, она восстанавливает свою репутацию на международной арене после «провала» на Украине. Во-вторых, у лидеров Армении и Азербайджана сложилось впечатление, что Москва единолично определяет стратегию в Закавказье.
«Загруженная работой администрация Обамы, возможно, считает выигрыш Путина ценой, которую стоит заплатить, чтобы пресечь текущее кровопролитие и устраниться от дополнительного кризиса. Однако подобное нарочитое невнимание дает Кремлю возможность использовать в своих интересах регион, соединяющий Турцию, Россию, Иран, Центральную Азию и каспийские источники энергии», — подчеркивает автор статьи.
На взгляд обозревателя, после перемирия Путин начал вынуждать Азербайджан присоединиться к «своему противовесу ЕС и НАТО» — Евразийскому экономическому союзу и Организации Договора о коллективной безопасности. Москва также объявила, что россияне смогут ездить в Армению по российским паспортам. Тем самым она «фактически убрала границы между двумя странами». Кроме того, Иран, предыдущие попытки которого встроиться в посреднический процесс по Нагорному Карабаху отклонялись, действует совместно с Россией, образуя тройственное сотрудничество с Азербайджаном и заполняя стратегический вакуум, оставленный Соединенными Штатами.
«Таким образом Путин отстраняет Азербайджан и Армению от Запада, создавая основу будущим кризисам, пока Вашингтон занимает выжидательную позицию», — заключает Мэтью Брайза.
Matthew Bryza