Стороны договорились обменяться равным количеством разрешений на перевозки. Однако главным спорным вопросом были не квоты. Варшава в ультимативной форме требовала отменить российский федеральный закон. В итоге ей пришлось пойти на попятную.
По итогам очередных двухдневных переговоров Россия и Польша все-таки договорились обменяться разрешениями на автомобильные грузоперевозки в объеме 170 тыс. штук до конца года каждой стороне, сообщил Минтранс РФ. Это количество разрешений соответствует уровню обмена в последние три года (2013-2015 гг.), отмечает ведомство.
Для российской стороны выдано 160 тыс. разрешений для двусторонних и транзитных перевозок и 10 тыс. для перевозок грузов в/из третьих стран. Для польской стороны 140 тыс. разрешений для двусторонних и транзитных перевозок и 30 тыс. — для перевозок в/из третьих стран.
Как рассказал замминистра транспорта РФ Николай Асаул, дополнительных изменений законодательства помимо утвержденного приказа Минтранса РФ не потребовалось. «Нет, этот приказ их устраивает», — цитирует замминистра «Интерфакс».
Сам обмен квотами состоится в первой декаде апреля — после того, как вступит в силу новый приказ Минтранса РФ, который сейчас находится на регистрации в Минюсте.
Заявления Минтранса дают основания говорить о том, что Польша, по сути, согласилась со всеми условиями соглашения, которые были изначально. Россия добилась признания своей правоты, Варшава уступила в этой «войне» грузовиков. Это значит, что всего этого бардака с грузовыми перевозками, от которого пострадал бизнес обеих стран, можно было легко избежать, если бы Варшава сразу подписала соглашение до февраля 2016 года. Вместо этого Польша саботировала переговоры и ставила ультиматумы, что вылилось в закрытие перевозок между странами с 1 февраля и необходимость введения временного решения.
Как ранее говорил Асаул, польская сторона настаивала на увеличении количества разрешений для своих перевозчиков, несмотря на падение объемов, в том числе в связи с действующими санкциями. Тогда как Россия требовала равного количества как для польских, так и для российских перевозчиков.
Самым главным пунктом раздора был принятый РФ федеральный закон № 362, который также был направлен на ликвидацию неблагоприятной для российских перевозчиков ситуации. Варшава поставила Москве ультиматум, потребовав отменить этот закон в отношении польских перевозчиков.
Дело в том, что польские грузоперевозчики записывали груз из третьих стран как груженный на территории Польши, что позволяло осуществлять перевозки по льготному режиму. Они шли на различные ухищрения: переоформление документов, использование фиктивных товаросопроводительных накладных и другое. «Особенно широкое распространение получила схема, используемая польскими перевозчиками, когда груз, вывозимый ими из третьих стран, например из Германии, представляется как загруженный из Польши. Товаросопроводительные документы при этом фальсифицируются. В России польским перевозчиком предъявляется обычное российское двустороннее разрешение, а не специальное разрешение для перевозки груза из третьей страны», — рассказывали в Ассоциации международных автомобильных перевозок (АСМАП).
Эта схема позволяла возить больше грузов из Европы через Польшу, нежели закреплено в соглашении. В итоге российские транспортные компании оставались без грузов и теряли свои позиции на европейском рынке. Так, доля польских перевозчиков в двусторонних перевозках составляла 70%, на российских же перевозчиков приходилось только 30%, отмечали в АСМАП.
Новые нормы ликвидируют такие незаконные схемы доставки грузов в РФ. Приказ Минтранса конкретизирует процедуру подтверждения вида перевозки: двухсторонняя или перевозка грузов третьих стран. «Более четко прописывается, какие документы нужно предъявить. У нас в законе просто говорится, что используется пять документов, а мы решили конкретизировать, какие из пяти документов в конкретном случае надо предъявлять», — пояснял ранее Асаул.
И, судя по его словам, теперь Польша не только согласилась на равное количество разрешений для обеих сторон, но и убрала претензии к этому закону.
«Все подробности переговорного процесса не известны, однако крайне маловероятно, что Россия согласилась менять федеральное законодательство. Таким образом, можно предположить, что в итоге Варшава пошла на уступки Москве. А количество разрешений в этом вопросе уже имеет второстепенное значение — если будет необходимость, при плотном двустороннем контакте по этому вопросу проблему недостатка разрешений можно будет решить», — считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
По его мнению, Польша просто не выдержала экономических потерь из-за прерывания международных перевозок. «Польша изначально теряла в данном конфликте больше России. Хотя российские перевозчики и вовсе потеряли сухопутные маршруты в Европу, учитывая еще блокировку российских фур на Украине. Но Польша теряла огромный российский рынок и практически ставила под удар целый сектор экономики. Если рассматривать ситуацию в масштабе государственной экономики, то перевозки грузов между РФ и Польшей гораздо важнее для Варшавы, чем для Москвы», — говорит Андриевский. Москва, выдержав паузу, заставила Варшаву пойти на справедливые уступки.
Впрочем, так как детали переговоров еще не до конца раскрыты, возникают и некоторые сомнения, что Польша просто так взяла и согласилась на все условия России без торга. «Скорее всего, заключены двухсторонние соглашения, возможно, неформальные, учитывающие интересы партнеров, но какие — пока непонятно. Не исключено, что речь идет о снижении уровня контроля за перевозимыми польскими компаниями грузами», — предполагает директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева.
Стоит напомнить, что давить на Москву Польше помогала Украина. Как только было закрыто российско-польское направление автомобильных перевозок, многие начали отправлять грузовики другими, порой более долгими, неудобными и дорогостоящими маршрутами — через Прибалтику, паромы и через украинскую территорию. И тут неожиданно украинские националисты вспомнили об «агрессии России» и под этим соусом стали останавливать российские фуры. Местная власть и полиция отличились очередным невмешательством в откровенный разбой на дорогах в отношении иностранцев. Даже после того, как ситуацией возмутилась Европа, украинские политики ограничились лишь просьбой к националистам — не нарушать международные законы из-за опасений разозлить Европу. Только ответные действия Москвы по задержке украинских грузовиков на российской территории позволили вернуть российских водителей с Украины обратно на родину.
Ольга Самофалова