К концу года американская валюта может торговаться выше 30 гривен за доллар, предрекают эксперты. «По курсу это будет консенсус-прогноз. Мы получили новый прогноз от НБУ. Изменения в госбюджет 2016 года пока не планируем вносить, лишь завершаем работу над бюджетной резолюцией. Она строится на макропрогнозах от Министерства экономического развития и торговли», —сообщила на прошлой неделе заместитель министра финансов Оксана Макарова.
Хотя конкретные валютные котировки чиновники пока не озвучивают, однако в информационном пространстве циркулирует инсайдерская информация о том, что НБУ видит нынешний средний курс на отметке 26,9 грн/$, при этом в 2017 году, по оценкам регулятора, доллар будет стоить 27,2 гривны, а в 2018 году — 27,8 гривны. Таким образом повторяется история предыдущих двух лет, когда правительство последовательно отказывается от первичных финансово-экономических прогнозов и ежеквартально пересматривает макропоказатели и валютные значения.
Напомним, изначально бюджет на 2015 год принимался с долларом по 21,7 гривны, однако прошлый финансовый год страна завершила с банковским курсом 25,4 грн/$. Сегодня факторов, стимулирующих укрепление гривны, немного. Так, экспорт в текущем году продолжит падение из-за торговой блокады РФ и медленной переориентации национального товаропроизводителя на другие рынки сбыта. Например, в январе, по данным Государственной службы статистики, отрицательное внешнеторговое сальдо увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2015 года в 7,6 раза — до $295 млн.
«У нас существенное падение экспорта. За 2 месяца экспорт упал на 20%. Это очень много», — комментирует президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Также на мировых сырьевых рынках не все складывается благополучно: стоимость нефти (марка Brent по итогам года не перешагнет $45 за баррель) будет сдерживать рост цен на базовые элементы украинского экспорта — зерно и металл.
Помимо этого, золотовалютные резервы Украины, которые по результатам февраля составили $13,49 млрд, не защитят национальную валюту, так как в большинстве своем состоят из средств зарубежных кредиторов, а их нельзя использовать для полноценных валютных интервенций.
Приток иностранного капитала, выступающий одним из гарантов курсовой стабильности, в этом году останется на низком уровне (в частности, ПИИ ожидаются в объеме $3-3,5 млрд и это, в основном, оффшорные деньги отечественных ФПГ), а вопрос получения очередного транша МВФ, который также влияет на внутреннюю валютную ситуации, до сих пор висит в воздухе.
Не стоит забывать о парализованном банковском секторе и запланированном двухэтапном повышении социальных стандартов, которое увеличит гривневую массу на рынке и усилит девальвационные тенденции. Негатив в ситуацию также вносят политический кризис и медленное проведение реформ, которые должны гармонизировать работу государственной машины и развязать руки бизнесу. «Если мы оставляем ситуацию, как она есть, курс 30 грн/$ под конец года, будет не то что оптимистичным — будет очень оптимистичным», — говорит главный научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАНУ Сергей Кораблин.
В свою очередь, согласно макроэкономическому исследованию Института общественно-экономических исследований, в 2016 году прогнозируется девальвация гривны на уровне 35-40% до 33 грн/$ к концу года. Обвал гривны является частью сговора властей для решения бюджетных проблем, полагает Охрименко: «Если сегодня посмотреть на межбанковский рынок, то можно увидеть, что НБУ нацелен на девальвацию гривны. Скорее всего, это сговор НБУ с Минфином, чтобы девальвировать гривну к концу года до 32 гривен за доллар и тем самым обеспечить наполнение бюджета».
Его точку зрения разделяет экс-замглавы НБУ Александр Савченко, подчеркивая, что «ни правительству, ни НБУ не выгодно укрепление гривны и возврат к плановым показателям». «Чем больше падает гривна — тем больше доходов в бюджет. Вот и не нужно правительству ничем заниматься: не нужен нам рост ВВП, не нужно сокращать бездарные расходы государственного бюджета: мы за счет старых, проверенных инструментов — инфляции и девальвации — решаем проблему сбалансирования бюджета», — заявил он.
Инфляция в 20% (в 12,4% от Кабмина уже никто не верит — авт.) и курс 30 грн/$, по оценкам специалистов, может образовать в 2016 году дополнительный доход для госбюджета примерно в 80 млрд гривен. Напомним, как ранее сообщил Минфин, Украина в 2015 году уменьшила дефицит госбюджета на 57,87% от уровня 2014 года. При этом инфляции в прошлом году стала самой высокий за 20 лет, достигнув, по данным Госстата, 43,3%. Гривна же девальвировала на 150%.
Никита Бегаль