Основой Национальной гвардии в 2014 году, конечно, стали боевые сотни майдана, — рассказывает историю ее создания Юрий Аллеров. — Мы никогда этого не скрывали. Люди там были самого разного возраста — от 18 до 60 лет, и даже старше. Но уже потом, когда возникла необходимость формирования Нацгвардии, всех мотивированных людей отправили в село Петровцы, где они проходили военную подготовку. Именно тогда, 14 марта 2014 года, был создан батальон имени Кульчицкого. И отсюда пошла Национальная гвардия в ее нынешнем виде.
Тот момент был очень сложным в психологическом плане: люди, которые стояли по разные стороны баррикад, должны были начинать сотрудничать, вместе выполнять боевые задачи и стоять на страже целостности государства независимо от политических взглядов. Надо понимать, что внутренние войска охраняли государственные объекты и в активной фазе противостояния участия не принимали. Но теперь, когда 2 года идут боевые действия на востоке, эти противоречия бывших ВВ-шников и гвардейцев нивелированы. Для нас не менее серьезную роль сыграли и добровольческие батальоны, часть которых влилась в ВСУ, а часть — в Нацгвардию. Это батальоны «Донбасс», «Азов» и батальон Кульчицкого. На сегодняшний день — это основа Национальной гвардии Украины.
Трагедия 31 августа 2014 года
Для нас самой печальной и трагической датой была, есть и будет дата 31 августа (в нацгвардейцев, охранявших Верховную Раду, была брошена граната — ред.). В тот день мы потеряли четырех бойцов, и более 70 были тяжело ранены. Надо понимать, что тогда, 31 августа, разорвалась очень серьезная граната, поэтому и повреждения нацгвардейцев были крайне тяжелыми. В настоящее время проходят лечение 15 человек: у большинства из них ранения глаз, разрывы связок, рваные раны мягких тканей и другие травмы. Те, кто завершил службу по окончании контракта, уволились из рядов Нацгвардии, а те, кто хочет служить, но не имеет возможности служить по состоянию здоровья, пока продолжают лечение и реабилитацию, чтобы вновь вернуться в строй.
Ребята — кормильцы своих семей, и многие из них сами являются отцами. Военных мы курируем по сей день, помогаем их семьям, а что касается их якобы увольнения или понижения в должности, то это грубое искажение информации. Наоборот, потерявших здоровье бойцов мы берем на работу в качестве кураторов, наставников, которые могут оказать моральную и психологическую поддержку солдатам-срочникам, вернувшимся из зоны «АТО». У многих бойцов, вернувшихся к мирной жизни после боевых действий, лечение сопряжено с повторными операциями, восстановлением мышечного функционала и другими ранениями.
Нацгвардия переходит на стандарты НАТО и бригады легкой пехоты
Численность Нацгвардии на сегодняшний день составляет около 50 000 человек. Большая часть нацгвардейцев — мобилизованные, но сейчас комплектование идет как по контракту, так и пополняется солдатами-срочниками. Зарплата контрактника составляет порядка 7000 гривен, 3000-4000 получает солдат-срочник.
Теперь о техническом оснащении Нацгвардии. Мы преимущественно используем остатки техники советских времен, и она не может обеспечить выполнение боевых задач в том объеме, как это нужно для дела. Мы не скрываем, что основной состав Нацгвардии формировался на базе внутренних войск, и когда начались боевые действия на юго-востоке, нам просто нечем было воевать. Нацгвардия по сей день укомплектована всего лишь на 40%, иностранной техники у нас сегодня практически нет. Нам очень помогает стандартизация НАТО, но это процесс долгий, он продлится не один год.
Сегодня мы добились того, что стандарты экипировки и военной техники как для ВСУ, так и для Нацгвардии стали едиными. Очевидно, что мы не можем противостоять России в военном отношении. Но мы изучаем опыт Нацгвардии США, изучаем опыт жандармерии Франции, Румынии, итальянских карабинеров. Сегодня мы создали такую службу в Нацгвардии, как легкая пехота. Она есть и будет настоящим военизированным образованием, но с правоохранительными функциями. Легкая пехота будет охранять важные объекты как стратегического, так и государственного назначения, а также консульства и представительства других государств.
Если бы у нас в 2014 году были такие мобильные подразделения, то, может быть, мы и не имели бы таких проблем, как аннексированный Крым и оккупированный Донбасс. Но благодаря действиям сотрудников внутренних войск, которые вошли в Национальную гвардию, нам удалось пресечь расползание сепаратизма в Харьковской области.
Бригады быстрого реагирования имеют 3 батальона, организованные по принципу «быстрой пехоты», батальон поддержки и батальон обеспечения. На сегодняшний день сформировано ядро, которое будет координировать и ставить задачи бригадам легкой пехоты. Численный состав этих бригад только 300 человек, но этого пока достаточно. Задача легкой пехоты — быстрое перемещение в район, где идут боевые действия или совершаются противоправные поступки, с целью их подавления. Сегодня мы разрабатываем концепцию отведения угроз агрессивных по отношению к Украине государств. Отбираем молодых людей на конкурсной основе: для нас важным является физическое и психическое здоровье будущего гвардейца, и конечно, патриотическая мотивация.